istanbul ofis taЕџД±ma istanbul evden eve nakliyat evden eve nakliyat kavacД±k evden eve nakliyat maltepe evden eve nakliyat
Библейская школа духовного совершенствования Епископа Олега Ведмеденко
  на главную    укр   рус      Учение Господне состоит в едином слове: ВОЗЛЮБИ! Возлюби, а для этого СМИРИСЬ, а значит, прими ближнего своего и обстоятельства своей жизни такими, каковы они есть: без гнева и раздражения, без страха и тревоги, без гордости и обиды.
ПОИСК В РАЗДЕЛЕ ЛЕКЦИИ:

Евангелие от Матвея. Мф. 2.17-23. Ирод побивает младенцев. Иосиф и Мария возвращаются в Назарет.

Лекция № 6

Лекция:
Мы исследуем вторую главу Евангелия от Матфея. Сегодня работаем, начиная с семнадцатого стиха.

"Тогда сбылось реченное через Иеремию, который говорит: "Глас в Раме слышен, плач и рыдание, и вопль великий; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет..." Речь идет об избиении вифлеемских младенцев. Кратко напомню, что это обозначает. Вифлеем или Бет-Лехем на еврейском языке – "город хлеба", - церковь. Это город или место, где собираются люди, которые питаются хлебом. Что означает хлеб на библейском языке? "Я - Хлеб жизни", - говорит Господь. То есть, это - слово Божие, которое должно восприниматься и давать плод, укрепить нас. Мы должны жить в слове, но мы все вначале - дети нагие, беззащитные. Когда мы укрепимся в слове (вера от слова) и благодати, соответственно, тогда нас нельзя сломить. Если уже сели по правую сторону Иисуса, как и он сел по правую сторону Отца, - нас невозможно сломить. Если мы утвердились в правде, в "Хлебе", в городе Бет-Лехеме, – нас нельзя сломать! Мы будем идти на кострища, мы будем идти на распятие, будем идти на раздирание зверьми и - петь псалмы! Так действует Церковь, как религиозная организация, как тело Христово. Но пока мы маленькие, пока не возросли в этом "Хлебе", нас очень легко побить.

Кто такие дети на библейском языке? Апостол Иоанн Богослов растолковывает эту символику. "Пишу вам, дети, - пишет он, - ибо прощены вам грехи ради имени Его". Речь о "детях", то есть людях, которые только что пришли к покаянию, только теперь пришли к вере. Они радостно принимают веру и начинают жить церковной жизнью, но они еще не укрепились, их очень просто сломить, "уничтожить, зарубить мечом". Мечом слова (меч на библейском языке - слово) и, безусловно, делом, которое - за словом. Меч - всегда обоюдоострый. Библейским языком это - теория и практика. И Ирод, (а Ирод - это светские принципы в религиозной жизни, это царь народа Израиля, фарисейская закваска, которая господствует в религиозном мире и поныне) легко избивает младенцев, которые пришли к Христу, к Вере, но еще не окрепли. Причин для этого много: не было времени, недоставало усердия... Вот главные причины избиения. Так сложились обстоятельства... Мы не будем анализировать все причины, одну из них мы осветили в притче о Сеятеле. Когда зерно попало на каменистую почву (а почва еще не была подготовлена, она еще каменистая) - быстро взошло... Слава Богу, я в церковь хожу, и тут внезапно (таких примеров десятки!) "вынимается меч" и прорекается: ты ходишь в церковь безблагодатную!.. Вот как можно рубануть, убить дитя, которое решит: "я вообще ни в какую церковь ходить не буду..." Повторяю, таких примеров очень много: соблазны мира сего. Человек приходит к вере, начинает идти против сатанинского, и сразу чувствует его сопротивление: и обольщается, потому что не имеет корня, вера еще маленькая, и увядает, когда солнце прижгло (солнце сатанинское, огонь геенский - это искушения мира сего, когда дух насилия и корыстолюбия начинает сжигать зеленые всходы, ибо они не имеют корня). Помните, как в Египте были уничтожены градом зеленые посевы, и мы видим, что летнее все погибло, а зимнее выстояло. Вера, пережившая "зиму" выстояла, поднялась, укрепилась - ее невозможно одолеть... И видим - идет избиение в Бет-Лехеме, в Вифлееме, городе хлеба, - это религиозная среда новой веры, поиски тех, кто уже причастился новозаветной веры, веры, рождаемой любовью. Веры, которая исповедует любовь, исповедует дух как в теории, так и в практике: как духовное толкование Священного Писания, так и практические плоды любви, а не книжного консерватизма, ретроградства, ортодоксии.

Младенцы избиваются и, побитые миром (точнее, светскими основами, светским мечом, который есть в руках религиозного Ирода), они умирают. Речь идет в духовном плане о духовной смерти, а мы рассматриваем Священное Писание по духу. По букве все понятно: четырнадцать тысяч младенцев в Вифлееме и всех окрестностях были буквально избиты воинами (хотя вряд ли там набралось бы 14000 жителей!..)

"Глас в Раме слышен, плач и рыдание, и вопль великий; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет". Слышен голос в Раме... Что означает Рама? Рама переводится, как "высота", и речь идет о религиозных высотах. На этих высотах война. На религиозных высотах идет война - консервативного с прогрессивным, ортодоксального с реформаторским, темного со светлым. Все живое уничтожается фарисейской закваской именно на этих высотах, в Раме. И как результат - охлаждение веры, господство фарисейской закваски в религиозной жизни, в жизни церкви. Итак, Рама - религиозные высоты. "Глас в Раме слышен, плач и рыдание, и вопль великий ..." Кто плачет в Раме? Рахиль. Женщина библейским языком - Церковь. Плачет церковь, безусловно. Церковь плачет, ибо она родила плод, а эти плоды избиваются, эти плоды замораживаются заморозком безверия, уничтожаются консервативным, ортодоксальным, ретроградским мечом царя Ирода ("слава кожи" – имя ему, фарисейская слава)...

Давайте откроем книгу Амоса, 5-ю главу с 16-го стиха. Тут описан день Господний. Мы помним, что день Господний начинается с вечера. "И был вечер, и было утро - день первый..." и т.д. День Господний начинается с вечера - день Господний начинается с испытаний. Ночь, потом будет утро, но не дается все легко, ибо Царство Божие усилиями берется, и те, кто прилагают усилия, достигают его. То, что легко дается, то легко теряется. Пример: Адам и Ева - первая цивилизация людей веры, которые легко получили и легко потеряли. Тот Адам в каждом из нас, - поэтому теперь мы идем другим путем, теперь так просто не войдешь в Рай. При входе в Рай стоит Херувим с мечом, который оборачивается, и нам нужно пройти через "обрезание", через воздержание, через борьбу, через Египет, через плач, как каждому из нас отдельно, так и церкви в целом, - это путь церкви, она идет дорогой блудного сына. Мы уже подробно говорили про это, когда исследовали первую главу Евангелия от Матфея. Итак, день Господний начинается с вечера и Амос так изображает события:

"Посему так говорит Господь Бог Саваоф, Вседержитель: на всех улицах будет плач и на всех дорогах (улицы - это разные религиозные направления; площади - это место пересечения этих улиц, направлений, там, где они сходятся). На всех улицах плач. Во всех конфессиях - мы так можем перефразировать эти слова сегодня). Крики: "увы, увы!" и призовут земледельца сетовать и искусных в плачевных песнях - плакать (хлеборобы - это те, кто обрабатывает поля сердец людских – духовенство). Плакальщицы - плачет жизнь, плачет Рахиль, плачет церковь, "и во всех виноградниках будет плач…" Что означает "виноградник" библейским языком? Церковь, община... "Господи, Господи приди и посмотри, и благослови виноградник сей, который насадила десница твоя", - провозглашает церковь постоянно во время литургии. Виноградник - община. Рыданье во всех виноградниках. Почему? "...Ибо Я пройду среди тебя - говорит Господь". Как же Господь прошел, когда мы читаем, что проходит Ирод, войско Ирода истребляет младенцев в вере? Да! Но все происходит по воле Божией! Почему? Потому что без воли Божией ни один волос не упадет с головы нашей! Неужели Господь хочет этого избиения? Нет и еще раз нет! Господь хочет, чтобы мы не были детьми в вере, Господь хочет, чтобы мы были, как минимум "отроками", которые уже познали волю, "юношами", которые побеждают диавола, "мужами совершенными" в меру возрастания Христова, как сегодня мы читали в Апостоле, во время литургии. Господь хочет, чтобы мы были совершенными, верующими и верными. Но в нас есть закон плоти и этот закон противоречит закону разума, и мы делаем не то, что хотим, а то, что не хотим. Я всегда повторяю эту фразу, ибо в ней суть борьбы, которая заложена в каждом из нас. А когда делаем то, что не хотим, то не мы делаем это, а грех, что лежит в нас... В нас лежит грех. Господь говорит Каину: Вот грех лежит возле порога, но ты должен господствовать над ним. Адаму дает Господь всех зверей. И ты должен господствовать над этими гадами земными и морскими, господствовать и над птицами небесными... В нас звери, гады, птицы и весь этот зверинец. Наша алчность плоти, наши недобрые мысли, склонности и т.д. Эта борьба заложена в творении от начала, и действительно, Господь покорил ее, допустив лукавого "змия", читаем: "Тварь покорилась тщетности не добровольно, а через Того, Кто покорил ее". Кто покорил? Господь, потому что без воли Его ничто не бывает. Каким образом покорил? Допуская сатане, закону плоти в нас покорить нас... Почему? В надежде на то, что и сама тварь, сделав сознательный и вольный выбор между духом и плотью, дав Господу возможность воевать за неё («Се, стою у двери и стучу…»), таким образом освободится из плена (закона плоти) и поднимется на высоты закона разума, на высоты духовные, высоты сынов Божиих. Вот план Господний! Смысл жизни человека - Обожествление, соединение с Творцом, Богосыновство: стать духовным, думать о духовном, и это состоится во что бы то ни стало, ибо это - программа Господня. Так Бог возлюбил мир, творение свое, что дал ему программу Обожествления, Богоединения с Собой. Программу поднятия к высотам счастья. Но очень мало кто из нас воспринимает эту программу сразу и имеет сердце не каменное, а распушенное, которое принимает зерно Слова Божьего. Помните притчу о сеятеле? «А некоторое зерно упало в почву добрую, и дало плод в тридцать, шестьдесят и сто раз»? И никакое жгучее солнце, которое жгло эти плоды, как и те, что на каменистой почве были посеяны, - не уничтожило это зерно. Оно дало плод в тридцать, шестьдесят и сто раз... Приносятся плоды в одних и тех же условиях. Дети веры, которые приняли зерно, одни уничтожаются, соблазняются миром, другие - нет. Почему? Когда у Серафима Саровского спросили про это, он ответил: "Из-за нерадения нашего...". Нет ревности о Божьем, о духовном. Мы больше думаем о материальном, о земном, нежели о Небесном. Вот и вся причина, вновь мы сами виноваты. Говорит Господь устами апостола Павла: "Вас постигло искушение не иное, как человеческое", хотя по воле Божьей, безусловно. Потому что Господь - Законодатель. Он установил Закон: идешь к свету - будешь возрастать, крепнуть; выберешь тьму - потеряешь ориентиры – упадешь в яму.

Господь - Законодатель, Господь - Вседержитель: все по Его воле. А воля Его на добро: " Он свет и тьмы нет в Нем", но Он нас сотворил свободными! Мы должны об этом постоянно помнить, это одно из свойств образа Божьего в человеке, и мы свободны выбирать наш путь – к свету или к тьме. Мы вольны "распушить" свои сердца и принять зерно - и тогда уже ничто нас не сломит, ибо мы будем под защитой Господней, несмотря на то, что мы еще будем детьми в вере. Но мы будем территорией Божьей: "По вере вашей будет вам..." Мы приняли это зерно, и оно уже имеет корень. А если мы свои сердца не распушили, - они каменные; если мы не боремся с законом плоти и, в первую очередь, с гордостью нашей, - то, безусловно, при первых же соблазнах эти зеленые всходы будут увядать. И защиты нет. Почему? Потому, что Господь защищает своих! На всех уровнях Господь защищает своих, даже самых маленьких. Он выводит в Египет Иисуса... В Египет! Он не вывел Его на высоты благословения и благодати. Он выводит Его в Египет (страну рабства греха - в мир), в само логово сатаны, и там оберегает. Женщина убегает с младенцем (Он еще совсем не говорит) в пустыню, и Господь их оберегает, посылая орлов, которые будут кормить до того времени, пока вырастет. Мы когда-то говорили на эту тему: почему случилась беда в нашей жизни? За что? - мы спрашиваем. А надо сказать: почему? Почему нет защиты? Потому что сердце мое не территория Господня. Господь защищает своих: "По вере вашей будет вам". "Ангелы будут нести тебя, да не преткнешься о камень ногою твоею..." Но этот, 90-й псалом, начинается словами: "Живущий под кровом Всевышнего под сенью Всемогущего покоится…" - тот под покровом Бога Небесного поселится. Вот вам разница между вифлеемскими младенцами и Иисусом Христом! Иисус тоже младенец, но - Младенец, который под покровом Бога Всевышнего поселился, а вифлеемские младенцы - дети в вере, у которых сердце еще не крепкое: либо каменистое, либо поросшее тернием. (Здесь не подходит "битая дорога", потому что она вообще не принимает зерно, речь о сердцах, которые восприняли слово Божье).

"Посему так говорит Господь Бог Саваоф, Вседержитель: "На улицах будет плач и на всех дорогах крики: увы, увы! И призовут земледельца сетовать, и искусных в плачевных песнях - плакать, и во всех виноградниках будет плач, ибо Я пройду среди тебя, - говорит Господь!" Потому что исполнится Моя программа: обратитесь ко мне и будете жить, сделайте ваши сердца Моей территорией, Царством Моим, тогда ничто нечистое не войдет, тогда вы мир победите, потому что будете сильнее того, кто в мире. А буду в вас Я: "ибо тайна сокрытая от веков и родов - Христос в вас, упование славы".

"Горе желающим дня Господня! Для чего вам этот день? Он - тьма, а не свет!" Обратите внимание, как говорит Господь устами Амоса." Он не свет, а тьма". Почему? Бог - свет и тьмы нет в нем. Тогда почему день Господний - тьма? Потому, что сначала был вечер, а потом утро, и потому что через наше жестокосердие нас настигает испытание никакое другое, а только человеческое. Потому что есть "скопцы", которые из чрева материнского родились так - их не настигает ничто! От рождения пришли к вере! Они уже оскопились, они уже идут, и по вере своей имеют полную защиту. Они сыны Божии по благодати Христовой, еще будучи детьми, еще только возрастая, потому что не перескочишь ступеньки... А есть скопцы, которые сами себя "оскопляют" ради Царства Небесного. Оскопляют от всего светского, плотского, чтобы не давать семена плотского, плодов плоти; оскопляют себя от закона плоти, борются с законом плоти, который есть в каждом... А есть скопцы, которые нуждаются, чтобы над ними люди работали, чтобы их люди «оскопили». Речь не только о помощи церкви, потому что каждый символ имеет знак не только плюс, но и минус. Господь говорит устами пророка Иеремии: Я загоню вас в такое тесное место, что вы вынуждены будете оскопляться, воззвать ко Мне, потому что воля Моя на то, чтобы все пришли, но вы не захотели. Помните Господни слова? Иерусалим, Иерусалим (а это – мы Иерусалим!), сколько раз Я хотел, как наседка, взять вас под крылья Свои (взять под защиту), и никакой меч не коснулся бы крыльев Господних! Взять еще цыплятами, когда еще маленькие, когда еще - вифлеемские младенцы... Сколько раз Я хотел защитить вас, - говорит Господь, - но вы не захотели. И в итоге вас избивает Ирод в ваших общинах, и во всех виноградниках крики: "ой, ой...", и свершается воля Моя...

Придите ко Мне - и Я защищу вас, тех, кто живет под Моим покровом. Но вы не захотели под Мой покров. Кто не под Моим покровом, кто не со Мной, - тот против Меня: кто со Мною не собирает, - тот разбрасывает.

"Горе, желающим дня Господня! Для чего вам этот день Господень? Он - тьма, а не свет, - также, как если бы кто убежал ото льва - и попался бы ему навстречу медведь, или если бы пришел домой и оперся рукою о стену - и змея ужалила бы его..." Тут - символика. Лев - сатана. Будьте внимательны, отрезвляйтесь, ибо сошел тот змий древний, что диавол он и сатана, на землю. Он сброшен Господом, но ходит тут, как рыкающий лев, который ищет свою жертву. Человек спасается от этого льва. Пришел к вере, стал "израильтянином" в духовном плане, стал вифлеемским младенцем в городе Хлеба (Бет-Лехем) и думает, что спасется, но тут медведь настигает ! Он убежал от льва внешнего, а тут выходят из чащи две медведицы, что разодрали сорок и двух мальчишек (медведь жестокий и всеядный). Дух насилия и корыстолюбия - он в нас, он хищник "...и попался бы ему навстречу медведь, или если бы пришел домой и оперся о стену - и змея ужилила бы его..." Он ищет защиты в доме, в общине, в церкви, а тут выползает змея (змей, вновь тот самый гибкий змей, с хвостом, а хвост – неправда, «хвост есть лжепророк», – говорит Св. Писание) и начинает кусать. И в церкви неправда! Сегодня утром пришла на литургию женщина, я ее редко вижу в храме. Пришел человек, пришел домой (церковь - наш дом) опереться о стену (стена - Закон Божий), защититься за этими стенами. Подошла к иконе, а я кадил, а она не знает, что надо повернуться к кадилу. Надо было объяснить тихо, что, когда священник кадит, то это символ благодати и к ней надо повернуться. А сестра, которую я постоянно вижу в храме, сделала ей замечание... Вы бы слышали, каким тоном!.. Я уверен, что эта "гадюка" так больно укусила сестру, которая пришла в храм впервые, что она больше тут не появится... Вот вам и младенцы в вере - женщина, которая всю жизнь ходит в церковь, а осталась младенцем, избитым, пораженным уже Иродом... Вот вам пример того, что слово Божие - это живое, деятельное слово. Не то слово, что когда-то в исторических моментах было (плакали на улицах в Иерусалиме...). Нет, плач и сегодня есть, и избиение сегодня идет, те вифлеемские младенцы и сегодня в нас, и эти "гадюки" жалят нас и сегодня, медведи так же выходят из леса, и сегодня мы убегаем ото львов!..

"Разве день Господень не мрак, а свет? Он - тьма, и нет в нем сияния". Да, начало темное. И не дай Бог в этом начале остаться навсегда. От нас зависит приход утра. Дорогу осилит идущий. Все начинается с вечера, но будет утро! Если мы будем идти из этого Иерихона языческого в Иерусалим, то ангелы будут нести нас на руках. Господь будет оберегать нас на всех путях наших, но это не означает, что мы не будем спотыкаться и падать. Но Господь нас будет постоянно поднимать и вести вперед. А если мы так и останемся "вифлеемскими младенцами", то нас побьет Ирод. Пример: когда Христос въезжал в Иерусалим и Его приветствовали: "Осанна!"… Кто кричит "Осанна!"? - Народ. Устами кого Господь хвалу себе собирает? Но эти же «дети» в вере через неделю теми же устами кричат: "Распни!.." Не дай Бог остаться вифлеемскими младенцами!

"Глас в Раме слышен, плач и рыдание, вопль великий; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет". Рахиль нельзя утешить... Имя Рахиль переводится как "овца" или "та, что кормит молоком". Действительно, церковь кормит молоком. "Блаженное лоно, что носило Тебя, и грудь, что кормила Тебя!" Помните голос из толпы (мы постоянно читаем этот отрывок из Евангелия во время богородичных праздников). Да, - говорит Господь, - блаженны те, кто слушает Божие Слово и его бережет! Это воистину Церковь остатка, это Рахиль, это не Лия, которая была подслеповатой, утомленной (имя Лия означает "утомленная"). Рахиль же - любимая жена Иакова, но как тяжело она рождает! Лия рождает и рождает: то через своих служанок, то сама лично, но никак не рождает Рахиль. Точно, праведная жизнь рождается очень тяжело. Сорняк растет хорошо, его не надо сеять, попробуй, выполи: а вот что-то хорошее никак не удается вырастить! Так и Сара - уже старая, плода нет. И хотят плода, а его нет - тяжело дается плод. Не просто нам подниматься до этих высот, Царство Божие усилиями берется, но будьте уверены - Господь осмеянным не бывает. Господь сказал: Будешь ты праведницей, - ты породишь сына. Мало того, но расплодится твое семя и будет, как звезд на небе. Так и Рахиль. Она родила Иосифа, а Иосиф - это символ Христа, это истинная вера, Богосыновство. А потом рождается Вениамин, и она умирает. А Вениамин охарактеризован Иаковом, как хищный волк. Это фарисейская закваска в новозаветной церкви. Рахиль - новозаветная церковь - появляется и умирает в дороге. Даст Бог, мы будем рассматривать эти понятия. Но обратите внимание как духовное толкование обогащает Священное Писание, насколько раскрывается его содержание, насколько этот хлеб становится живым, таким что дает силы, укрепляет веру, настоящую веру, а не ту, о которой Господь говорит устами апостола Иакова: И бесы верят, но трепещут. Священное Писание дает веру, исполненную любовью, и по ней дается Благодать, потому что цель всего - стяжать Благодать. Цель нашей жизни - получить благодать, - говорит Серафим Саровский. А благодать - по вере, а вера - от слова. Слово должно быть духовным, ибо буква убивает, но дух оживляет.

Плачет Рахиль, она плачет над детьми. Над какими детьми? Рама – город в уделе Ефремовом. Какие дети у Рахили? Речь о Ефреме, и она фактически плачет не над детьми, а над внуками. На библейском языке все верные - сыны Авраама, все дети Церкви - сыны Рахиль. Она плачет над избиением Ефрема... Помните, Ефрем и Манассия... И опять, Ефрем первый, хотя должен быть Манассия, но Иаков благословляет именно так. Ефрем переводится как "плодородный". Рахиль плачет за избитыми плодами веры. Церковь есть, листья шумят на смоковнице (другая символика - речь о духовных деревьях), жизнь бурлит, все с крестиками, святим пасхальные куличи... Присмотритесь, как шумят листья в пасхальную ночь! А где плоды? - спрашивает Господь. - Я хочу плодов милосердия и Богопознания, Я хочу плодов смирения, плодов любви - есть ли они в тебе!? Плачет Рахиль, избиты плоды, нет плода у Ефрема плодородного, - того, кто должен быть плодородным.

Откроем книгу Иеремии - каждое слово пусть подтверждается двумя, тремя свидетелями. Мы исследуем Священное Писание в комплексе, мы не разделяем эти ризы Христовы. Ибо Слово Божие живое, деятельное, и оно - едино (если по духу истолковывается, безусловно). Иеремии: 31-я глава, 15-й стих, откуда и взят стих, который приводится евангелистом Матфеем во второй главе:

"Так говорит Господь: "Глас в Раме слышен, плач и рыдание, и вопль великий: Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет..." Нет детей, нет плода. Дети библейским языком - плоды. "Так говорит Господь: "сдержи голос свой от воплей..." Да, этот стих дает надежду, это стих надежды. Если у Амоса - стих печали, стих вопиющего в пустыне: "...Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное". "...Для чего вам день Господний?" Вы желаете дня Господнего, вы все ждете дня Господнего, а он придет, как вор, ночью. И если нет плода? Он спросит (вспомним притчу о смоковнице...) А здесь дается надежда: Не плачь, не плачь, народ Мой! Не плачь, Рахиль, - мы поем эту песню в храме. Не плачь, ибо все равно Христос придет во Славе, потому что семя жены, твое семя (Рахиль - "та, что кормит молоком", "овечка", смирение) сотрет голову сатане, обязательно! Не плачь... Вернитесь и будете жить. Господь всегда дает надежду. Нет безнадежности у Господа, потому что вера, надежда, любовь – путь Церкви, и надежда выше веры. "Так говорит Господь: удержи голос твой от рыдания и глаза твои от слез, ибо есть награда за труд твой, говорит Господь, и возвратятся они из земли неприятельской!" Вернутся твои дети, будут плоды в Церкви. Мы для того тут работаем, для этого я стою за этой кафедрой, чтоб были плоды веры, которая от слова, слова духовного, истинного, от хлеба живого, а не черствого, не покрытого ржавчиной, - говорит пророк.

"И есть надежда для будущности твоей..." Есть надежда, каждый сам за себя даст ответ. Не плачь, Рахиль, что церковь сегодня в расколе, что сегодня 1800 конфессий, что фарисейская закваска заполнила все в церкви и избиты дети твои. Каждый даст за себя ответ перед Богом. Ты работай над собой: спасешься ты и тысячи возле тебя спасутся, - говорит Господь. Я не оставлю никого без надежды. "Contra Spem Spero" - "Без надежды уповаю". "И есть надежда для будущности твоей, говорит Господь, и возвратятся сыновья твои в пределы твои!" Возвратятся в пределы Рахили, церкви Остатка, церкви смиренной и исполненной любви. Вершина восхождения, вершина этой лестницы Иакова, что есть Церковь, что и есть Богородица, - это любовь.

"Слышу Ефрема плачущего: "Ты наказал меня, - я наказан, как телец неукротимый (иной перевод – «необученный»)... (Ефрема слышу, ибо избитый Ефрем (в духовном плане - плоды веры)). Слышите, за что наказан сей «необученный теленок»? За неукротимость, ибо необучен смирению! «И погибнет Мой народ из-за незнания!..» Да, сатана нападает на Слово Божие, на духовное Слово! Басни рассказывай сколько угодно, никто тебя не тронет. Рассказывай, как красиво сварить кутью, какие блюда приготовить - двенадцать, тринадцать – сколько угодно, слова никто не скажет... А попробуй по духу толковать Священное Писание, - будешь иметь тысячу врагов. Но и будут у тебя десятки тысяч друзей, потому что один погонит тысячу. "И погибнет Мой народ из-за незнания..." Сатана хочет, чтобы мы не имели знания, чтобы остались в неведении и тьме, сатана не хочет света духовного ни в теории, ни в практике. А потому не хочет, что свет для него - суд. "Суд же состоит в том, что свет пришел в мир". Христос придет во Славе, при трубном гласе - и никто не закроет уста. Сейчас это тихий голосок, тут - курсы, там - телепередача "Открываем Библию" в Киеве. Идет дело, появляются элементы духовного толкования Священного Писания. И среди протестантов появляются группы, которые истолковывают Священное Писание по духу. Возрождаются богословские школы, забытые в православии, но они существуют...

Не плачь Рахиль, есть надежда, несмотря на то, что Ефрем, как теленок сегодня необученный. Но мы будем учить, будем работать. Не станет меня – за этой кафедрой будет стоять другой, если не здесь, то в другом месте. Дело Господа невозможно остановить, потому что это дело Господа, его можно задержать на день, на два, на год, но абсолютно остановить это дело нельзя, ибо сказал Господь Бог, что Он "придет в шуме вод многих", в "туче свидетелей своих" – на облаке верующих и верных. А верными Господними можно стать только от Слова! Ибо вера - от слушания Слова Божьего, причем – Слова живого, Слова духовного, Слова по духу…

"Обрати меня, - и обращусь, ибо Ты - Господь Бог мой. Когда я был обращен, я каялся, и когда был вразумлен, бил себя по бедрам..." Обратите внимание - когда познал Слово... А нам показалось, что религия состоит только в одном, традиционно-обрядовом Богопоклонении. Открылись глубины - в чем состоит суть спасения. И тогда мы начинаем каяться: "когда ж познал - то ударил по бедрам своим..." Бедро – "основа" библейским языком, это то, на чем я утверждался, "сидел", на чем держится мой костяк, - это моя основа, и эти все основы рушились. Это то же самое, что говорил апостол Павел: Я был живой, но пришла Заповедь, - и я умер. Я думал что я был живой, а выходит - я был мертвый. Хотя он верил в Бога, он принадлежал к религиозной элите... "Я был постыжен, я был смущен, потому что нес бесславие юности моей". Бесславие юности... Господь говорит: "Не дорогой ли у Меня сын Ефрем? - не любимое ли дитя?" Так почему наказываешь, Господи, когда любимое дитя твое!? А кого люблю, того и наказываю, - это Господа слова. Я и не наказывал бы тебя, если бы ты был послушным. Но разве я виноват, когда говорю сыну: "Не трогай горячий утюг - обожжешься!", а он дотронулся и обжегся. Что ж мне осталось? Выбросить из дома утюг, отключить электричество, газ, воду и т.д.? Нет! Это уже существует, чтобы он хорошо, комфортно жил, был счастлив, имел жизнь с достатком. Только не иди туда, куда я запрещаю тебе! "Почитай отца твоего и мать твою" - выполняй пятую заповедь. Но если не слушаешь - то я должен тебя наказать, ибо "кто жалеет розги для сына своего - тот ненавидит его”. Ибо если дам я тебе так свободно в своем желании развиваться, то разовьется в тебе на 99,9% эгоист и будет руководствоваться законом плоти, а не разума.

"Ибо, как только заговорю о нем, всегда с любовью вспоминаю о нем!” Сколько Я ни говорю, сколько Я этой «розгой» ни бью (речь не идет о физических наказаниях, тут опять духовные темы). “Внутренность Моя возмущается за него; умилосержусь над ним, - говорит Господь! Поставь себе путевые знаки…"

Поставь путевые знаки… Где эти знаки? Они в Слове указаны.

"Поставь себе путевые знаки, поставь себе столбы…" Помните, «Мудрость… семь столбов своих вытесала…» Библия сама себя раскрывает. Спрашивают: «Где ты берешь? В Библии. Как в Библии? А так – помолись, смирись, открой Слово Божье, возьми себе в помощь "Симфонию", возьми также в помощь принцип школы Каппадокийской: «Сквозь букву проникай во внутреннее». Научись видеть за тенью свет, за буквой дух, – и Господь тебе Сам откроет. Главное - школа, главное – принцип. Расставь «столбы». Эти столбы в Слове. «Господь сделал нас способными служителями Нового Завета: не буквы, но духа, ибо буква убивает, а дух животворит». Вот вам один столб. «Эти вещи понимаются только духовно», - вот вам еще один столб. И так далее, и так далее. Мы постоянно расставляем тут эти столбы, чтобы найти верный путь, а он духовный, а не буквальный.

"Поставь себе путевые знаки, поставь себе столбы, обрати сердце твое на дорогу – на путь, по которому ты шла" – говорит Господь к церкви. Ефрем, церковь – одно и то же – церковь, которая потеряла плоды. Хочешь, чтобы были плоды, чтобы был Ефрем? Вернись на ту дорогу, которой ты шла. На тот добрый проторенный путь. Помните: возвратитесь на дороги Мои, остановитесь на путях своих и возвратитесь на дорогу давнюю. Расспросите о давних тропах, где тот добрый путь, им и идите. Расспросите, ибо дорога, к сожалению, уже давно вами потеряна. Разыщите, где она… А она есть. Стучите – и откроют вам.

"Обрати сердце твое на дорогу – на путь, по которому ты шла; возвращайся, дева Израилева, возвращайся в сии города твои. Долго ли тебе скитаться, отпадшая дочь? Ибо Господь сотворит на земле нечто новое: жена спасет мужа!" Жена спасет! Жизнь тебя принудит, Ефрем! Ты можешь долго упираться, но жизнь заставит тебя возвратиться ко Мне, - говорит Господь. Ты можешь долго выжидать, пока Я отвернусь, – и таки коснуться этого «утюга». Но жизнь, чувства заставит тебя понять, что все-таки хорошо сказал Отец, и надо было бы послушаться - был бы живым (в духовном плане). Не обжег бы палец, не был бы побит. Воистину мы, как те дети непослушные, ждем, когда отвернётся Господь, чтобы «вставить палец в розетку», - и как результат: мы избиты, покалечены, мы больны, мы в нужде, и у нас проблемы на работе и в семье – это и есть избитые миром дети вифлеемские… Неужели такую жизнь приготовил нам Господь, чтобы мы не имели чем заплатить за квартиру и не могли купить на праздник подарки? Такую ли жизнь приготовил Господь для нас – детей Своих? Нет, Он сказал: Я пришел, чтобы вы имели жизнь, и с достатком чтобы имели! Чтобы полной была ваша радость. Ищите в первую очередь Царства Божьего и правды Его, - а все это вам прибавится… Расставим же снова «столбы», расставим «путевые знаки», чтобы воротиться на «дорогу давнюю»…

"Ибо Господь сотворит на земле нечто новое: жена спасает мужа" Через страдания возвращаемся к Богу! Я всегда подчеркиваю, что 90% тех, кто здесь сидит, пришли к Господу через страдания. Женщина спасает мужа.

Это были 17-18 стихи. Перейдем к 19-му стиху:

"По смерти же Ирода, - се. Ангел Господень во сне является Иосифу в Египте, и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и иди в землю Израилеву, ибо умерли искавшие души Младенца. Он встал, взял Младенца и Матерь Его и пришел в землю Израилеву. Услышав же, что Архелай царствует в Иудее вместо Ирода, отца своего, убоялся туда идти; но получив во сне откровение, пошел в пределы Галилейские. И пришед воссел в городе, называемом Назарет, да сбудется реченное через пророка, что Он Назореем наречется". Когда ж можно вернуться, когда появится из Египта, когда из пустыни вернется Церковь Остатка? Когда она будет явленной? А тогда, когда «умрет Ирод», когда исчезнет угроза уничтожения: «по смерти же Ирода…» («Ирод» – «Слава шкуры»). Впрочем, мы видим, что он на самом то деле не умирает, но возрождается в сыне своём. Просто изменилось несколько время. Утихли прямые гонения, - так давайте скажем.

Ирод умер духовно, и червь его съела в первую очередь в духовном плане, хотя и буквально тоже… Повторяю, мы не отбрасываем буквы там, где она не противоречит духу, но за буквой мы видим дух, нас живит дух! Буква мертва сама по себе: ну и умер он тогда, что мне с этого? А по духу - Ирод во мне! Это я сегодня умираю, и меня червь ест неусыпный – червь жадности. Все точит и точит: "Что-то я сегодня недоволен собой!.. Потому, что у меня нет того, что есть у соседа". Нарушение 10-ой Заповеди Божьей: не пожелай! Смерть духовная…

"По смерти Ирода, - се Ангел Господень во сне является Иосифу в Египте, и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и иди в землю Израилеву, ибо умерли искавшие душу Младенца” (то есть, явные нападки утихли). Приходи, тебе надо работать. Помните? Кто поднялся – опускается, чтобы поднять тех, кто остался внизу. Ангелы поднимались лестницей Иакова и опускались, чтобы поднять тех, кто внизу. Вновь иди в Израиль и поднимай, начинай с Израиля. Не в Египте работай, а в Израиле. Ибо сначала иудей, потом еллин. Так говорит Господь: Вы будете свидетелями Моими сначала в Иерусалиме, Иудее, потом в Самарии и так до края земли. Потом дойдет и до Египта, но начинай тут, в Иерусалиме, среди верующих, среди духовных, среди тех, кому легче воспринимать.

"Он встал, взял Младенца и Матерь Его и пришел в землю Израилеву. Услышав же, что Архелай царствует в Иудее вместо Ирода, отца своего, убоялся туда идти". Кто царствует вместо Ирода, отца своего? Архелай – переводится как "князь народа". Помните слова Господние: "Князья народов княжат над ними, среди вас же да не будет так, но кто хочет быть большим, то будет меньшим". Так вот, в религиозном мире, (а Иосиф возвратился в религиозный мир) господствуют "князья народов"! Больший меньшего бьет, да и бьет". И сегодня так - князья народов княжат над ними. Смирения нет. Действовать, то есть выйти на трибуну, еще рано, – не дадут. Идет царствование Архелая, сына Ирода, а он далеко не убежал от отца своего… Что надо делать? «Иди в Галилею». Что означает Галилея? Это тоже религиозные высоты. Какая тогда была Галилея? В четвертом разделе мы будем читать о Галилее языческой. Галилея языческая! Галилея – от слова Гилгал – переводится как «колесо», символ вечности - это вечные высоты, высоты Божии, но они не очищены. Сказано: Ты Галилея языческая (сегодня на литургии мы как раз читали этот отрывок из Евангелия). Господь говорит о Галилее, как о «Галилее языческой» - засоренной язычеством, идолослужением на всех уровнях и во всех ипостасях. Но иди в эту Галилею, там где наивысшие высоты, и там работай. Круг, колесо – так переводится «Галилея». Иди молотить… Как молотили хлеб? По кругу гоняли волов, они топтали на току (гумне) колоски и получали зерно. Иди и работай. Работать, возрастать уже в Галилее надо, не в Египте. Уже Он в религиозном мире, и здесь уже начинается работа. Еще она не громогласная, еще Он не вышел на проповедь, еще Он не в Иерусалиме, но Он уже возрастает здесь, в религиозном мире, в Галилее, засоренной фарисейством, Галилее языческой. И Сам Он – Назорей, - отделенный от фарисейства… Отделенный!

"Но, получив во сне Откровение, пошел в пределы Галилейские и пришел поселился в городе, называемом Назарет, да сбудется реченное через пророка, что Он Назореем наречется". Назарет или Ноцерат, на староеврейском обозначает «посвященный», «отделенный», «отрасль», отросток от основного ствола. Вот о чем идет речь: есть основной ствол, и от него идет отросток, побег. В стране существует номинальная, погрязшая в фарисействе церковь, продолжается религиозная жизнь, но какой-то человек, номинально оставаясь членом этой церкви, – всё больше и больше становится в стороне от этой «жизни»: отстраняется от нечестия, присущего этому традиционно-религиозному миру. Вот в каком понимании - назорей (точнее: в одном из понятий, потому что каждое слово имеет очень много значений. И это тоже побег – ветка на виноградной лозе Господней, если рассматривать как позитив, и т.д.).

Много есть толкований, и это не означает, что они одно другое опровергают. Есть три евангелиста – «синоптика»: Матфей, Марк и Лука. Они рассказывают об одном и том же, но каждый по-своему. Тот видит одного бесноватого, другой видит двух бесноватых гадаринских. Разве это одно другое исключает? О чем идет речь? Что выходит – один говорит правду, а другой неправду? Кто из двух евангелистов прав? Правы оба, потому, что двое описанных бесноватых – один и тот же, что беснуется, как в духе своем, так и в плоти своей. Сквозь букву проникай во внутреннее, ибо иначе буква тебя убьет! Ибо по букве ты скажешь, что кто-то из них (евангелистов) говорит неправду. Ирод достает свой меч и говорит вифлеемскому младенцу: носишься с Евангелием своим, посмотри: один говорит, что было два, а другой – один бесноватый. Значит, один говорит неправду? И младенец, который по букве истолковывает Священное Писание, в лучшем случае начинает «белыми нитками сшивать», говоря: “Они так стояли двое, что для одного евангелиста он как будто был один”. Подведет к дереву и будет доказывать: «Сколько видим деревьев? – Одно. – А так? – уже два: вот так и они видели…» Можно и таким образом действовать, и, как правило, так и действует сегодня религиозный мир. Но в худшем случае этот несчастный «младенец» все-таки отойдет от веры совсем. Ибо скажет: «Я не верю, что Давид, псалмы которого я читаю, деревянными пилами пилил пленных, и в печи бросал… Настоящий Бухенвальд! Садизм садизмом!», «Я не верю в такого Бога, который приказывает брать за ноги младенцев и разбивать им головы о стену». И действительно, люди отходят от религии через букву, и таким образом Ирод избивает своих младенцев. Своих, потому что он господствует в мире, и над тем самым Вифлеемом. Это его подданные…

Итак, Назарет, само слово означает «побег», «отросток», который отошел в сторону от общей широкой дороги. Сказано: Широка та дорога, и широко открыты ворота те, что ведут к погибели, и многие ими идут… Целый ствол фарисейский вырос, но мало кто находит узкие двери. Вот в этот Назарет идет Святое Семейство, в эту «отрасль». Этот город называется Назарет, это и есть церковь Остатка, это «мужи с открытым оком», это верующие и верные, это те, кто видит. Видят состояние религиозное на сегодняшний день и оценивают его осознанно, а не с закрытыми глазами бегут, куда бы их ни погнали «слепые поводыри для слепых».

"И пришел поселился в городе, называемом Назарет, да сбудется изреченное через пророка, что Он Назореем наречется". Опять же, Назарет (Ноцерат – на древнеевр. языке). Это слово означает "посвященный", "отделенный", "побег". Оно одно и то же для двух понятий: для города Назарет и для слова, что означает назорейство, назир. В отношении назорейства. Итак, Назарет, как город тех, которые есть побегом, что не идут в общем русле, а отделены и видят как бы со стороны. «Поднял я свои глаза – и увидел», - говорит пророк Захария. Это город тех, кто подняли глаза свои к Богу, и также тех, которые находятся и в так называемом буквальном «назорействе».

Что же такое назорейство? Открываем Книгу Чисел, 6-ю главу, она нам рассказывает о законе назира. Назарет или назорейство, повторяю, от того самого слова, корень тот самый – Ноцерат, что города Назарет, что подвига назорейства. Это та же отделенность, слово это обозначает «отделенный», «посвященный», тот, кто воздерживается. Вот кто есть назорей, отделенный от «общего ствола», и мы видим, что Христос - Назорей, а соответственно и мы, христиане, тоже должны быть назореями!

Для кого же этот закон о назире? Давайте прочтем. Назорей – это человек, который воздерживается от женщин, от вина, от плода виноградного, и не бреет своей головы, не стрижется.

"И сказал Господь Моисею, говоря: объяви сынам Израилевым и скажи им: если мужчина или женщина (как видим, закон сей относится и к мужчинам, и к женщинам) решится дать обет назорейства, чтобы посвятить себя в назарей Господу (вот суть назира – посвящение Богу), то он должен воздержаться от вина и крепкого напитка, и не должен употреблять ни уксуса из вина, ни уксуса из напитка, и ничего приготовленного из винограда не должен пить, и не должен есть ни сырых, ни сушеных виноградных ягод. Во все дни назорейства своего не должен он есть ничего, что делается из винограда, от зерен до кожи. (Вот первое условие – не есть виноград и все, что из винограда)

Во все дни обета назорейства его бритва не должна касаться головы, его не будут стричь до исполнения дней, которые он посвятил себя в назореи Господу (как видим, период назира обусловлен временем! Приходит момент, когда человек на определенный период стает Назореем. Вот откуда православные посты! И мы видим: апостол Павел на определенный период ушел в назорейство. Мы видим, Самсон был назореем, пока не вышел на труд. И мы видим, Самуил также был назореем. Вспомним рехавитов - они тоже были назореями – сыны Ионадава, сына Рехавового), свят он, должен растить волосы на голове своей! (Вот, между прочим, откуда и традиция иметь в церкви длинные волосы). Во все дни, которые он посвятил себя в назорее Господу, не должен он подходить к мертвому телу. Прикосновением к отцу своему и матери, и брату своему, и сестре своей, не должен он оскверняться, когда они умрут, потому, что посвящение Богу его на главе его, во все дни назорейства своего свят он Господу".

Еще: "Если же умрет при нем кто-нибудь вдруг, нечаянно, и он осквернит тем голову назорейства своего: то он должен остричь голову свою в день очищения его, в седьмой день должен остричь ее" (остричь, остригание - было символом окончания назорейства и началом нового этапа).

"И в восьмой день должен принести двух горлиц, или двух молодых голубей к священнику, к входу скинии. Священник одну из птиц принесет в жертву за грех, а другую во всесожжение, и очистит его от осквернения мертвым телом и освятит голову его в тот день. И должен он снова (все с начала!) начать посвященные Господу дни назорейства своего и принести однолетнего агнца в жертву повинности; прежние же дни пропали, потому, что назорейство его осквернено. И вот закон о назорее, когда исполнятся дни назорейства его, должно привести его к входу скинии собрания. И он принесет в жертву Господу одного однолетнего агнца без порока во всесожжение, и одну однолетнюю агницу без порока в жертву за грех, и одного овна без порока в жертву мирную. И корзину опресноков из пшеничной муки, хлебов, испеченных с елеем, и пресных лепешек, помазанных елеем, и при них хлебное приношение и возлияние. И представит сие священник пред Господа, и принесет жертву его за грех и всесожжение его. Овна принесет в жертву мирную Господу с корзиною опресноков, также совершит священник хлебное приношение его и возлияние его. И острижет назорей у входа скинии собрания голову назорейства своего, и возьмет волосы головы назорейства своего, и положит на огонь, который под жертвою”. (Когда владыка совершает таинство хиротезии, то состригается и сжигается на огне волос. Когда происходит таинство крещения - у ребенка остригаются волосы на голове и сжигают. Вы сегодня спросите священника: для чего он это делает? Ответа не будет. Потому что это – духовные вещи. Знания утрачены теми, кто зациклился на букве… А для чего – рассмотрим в следующий раз). “И возьмет священник сваренное плечо овна (это обязательно надо истолковать… Богу надо, чтобы сварили плечо овна и священник его еще и потрясет, а потом сели и съели?! Это все духовные вещи, и мы должны четко это понимать), и один пресный пирог из корзины и одну пресную лепешку. И положит на руки назорею, после того, как острижет он голову назорейства своего (положит на руки, а руки - дела). И вознесет сие священник, потрясая пред Господом: эта святыня – для священника, сверх груди потрясания и сверх плеча возношения. После сего назорей может пить вино.

Вот закон о назорее, который дал обет, и жертва его Господу за назорейство свое, кроме того, что позволит ему достаток его…”
Назир – жертва, двойная жертва, жертва выше жертвы, какую приносят все. Это – подвиг. Тут раскрывается суть подвижнического пути, “пути царского”. И этот путь – путь христианина. Это путь, о котором говорит Господь юноше, который приходит к Нему и спрашивает: "Господи. Что сделать мне доброго, чтобы войти в Царство Божье?" Господь отвечает: "Разве не знаешь? Соблюди заповеди." Юноша говорит: “Все это сохранил я от юности моей, чего еще недостает мне?” - На что Господь отвечает: Если ты хочешь быть совершенным и войти в этой жизни в Царство Божие, принадлежать к когорте, о которой сказано: истинно, истинно говорю вам, некоторые из вас смерти не изведают, пока не увидят Царства Божьего, которое пришло в силе. Ты хочешь быть совершенным? Я тебе покажу путь – бери крест свой на плечо своё и иди. Об этом мы будем говорить подробнее в следующий раз. Ибо истинно, истинно говорю вам: это такая манна, что уже насытившись, сегодня просто «лизнуть» её, и пойти домой?.. Нет. Оставим её до следующего раза. Хлеб нужен голодным. Я думаю, мы сегодня уже насытились хлебом Господним, Слава Богу!



† † †



ВЫШЛИ В СВЕТ ТАКИЕ КНИГИ ПРОТОИЕРЕЯ ОЛЕГА ВЕДМЕДЕНКО:

* Пособие по духовному деланию “ДА БУДЕТ ВОЛЯ ТВОЯ...”
(Внутренняя Сила или духовные основы успешности и здоровья; почему мы болеем или как стать здоровым; памятка для тех, кто ищет спасения; практические советы в продолжение дня; правила борьбы невидимой; если на вас наслано порчу; прерывание родового проклятия; самоотчитка... Эти и другие материалы вы найдете в небольшой по размеру, но содержательной и исполненной реальным опытом книжке, 104 стр.).

* Две книги из серии “Ответы священнослужителя”: “ЕЩЕ НОЧЬ...” и “ВКУС БЛАГОДАТИ” (Ответы на вопросы, коими укоряют православных представители различных протестантских конфессий: почему поклоняемся Богу перед иконами; почему празднуем не иудейскую субботу, а новозаветное воскресенье; почему крестим грудных детей; почему часто крещение осуществляется не через полное погружение, а путем обливания; как правильно обращаться к Богу /неужто только Иегова?/; нужно ли молиться за умерших; почему почитаем мощи, молимся святым; почему чтим Богородицу, и были ли у нее еще дети, кроме Иисуса... Также о числе зверя /666/; когда и как придет Антихрист; как правильно поздороваться в церкви; можно ли есть мясо с кровью; головной убор в храме /мужчины и женщины/; свойства святой воды; происхождение человека и т. п.).

Книги на украинском языке.



* НАПИШИТЕ НАМ
, и мы проинформируем Вас как получить по почте книги, конспекты лекций, а также аудио- и видеозаписи лекций и проповедей протоиерея Олега. В письмо вложите пустой конверт с обратным адресом.

* НАШ АДРЕС:
Протоиерею Олегу Ведмеденко, Библейская школа духовного совершенствования, а/я 18, Луцк-21, Украина, 43021. (Подробная информация помещена также на сайте www.vedmedenko.org «КНИГИ И АУДИОЗАПИСИ»).


Наши группы в социальных сетях:

Facebook: Олег Ведмеденко

Вконтакте: Олег Ведмеденко

Наши блоги в социальных сетях. Добавляйтесь: