Статья № 143
ПОКРОВ РАДИ АНГЕЛОВ

Вопрос читателя:
Обязательно ли женщине покрывать голову платком в церкви, а также когда молится? Прошу, следовательно, растолковать Первое послание апостола Павла к коринфянам, 11 главу, с 3 по 15-й стихи.

Ответ:
Чтобы дать полный ответ на этот вопрос, необходимо для начала выяснить значение некоторых символов Священного Писания, а именно что есть “мужчина”, “женщина”, и “покров” (именно это слово использовано в Послании апостольском, на которое ссылается церковная традиция) на библейском языке. Ибо в действительности Богу совершенно одинаково, в платке ли молится человек, в шапке ли, или же вообще с непокрытой головой, – по точному выражению Григория Сковороды: “Словно Бог варвар, чтобы по пустякам враждовать...” Речь здесь о вещах духовных, вошедших в церковный обычай в виде определенных эмблем и ритуалов.

Женщина на языке символов – это жизнь, чувства, церковь. Мужчина – соответственно вера, разумение, Господь. Женщина покрывается мужчиной (жизнь – верой, чувства – разумом, Церковь – Христом). Мужчина же “покрывать головы не должен” (вера и разумение истины должны быть открытыми, как и сказано: “Итак всякого, кто исповедает Меня [Христа] пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным; а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным” (Евангелие от Матвея, 10 глава, 32–33 стихи)). Именно так и надлежит нам понимать 11 главу Первого послания святого апостола Павла к коринфянам:

“Хочу также, чтобы вы знали, что всякому мужу глава Христос, жене глава – муж, а Христу глава – Бог (вере, разумению глава – Христос; жизни – вера; чувствам – разум. Христу же глава – Бог, ибо “Я пришел во Имя Отца Моего…” (От Иоанна, 5.43)).

Всякий муж, молящийся или пророчествующий с покрытою головою, постыжает свою голову.

И всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытою головою, постыжает свою голову
(Не о женских шляпках или платочках убивается здесь “апостол народов” Павел! О правдивом разумении истин Господних, о вере смиренной печется)...

Посему жена и должна иметь на голове своей знак власти над нею, для ангелов (духовный знак веры ради Небесной иерархии – церкви Божьей торжествующей, незримо присутствующей среди нас – в церкви земной, воюющей, и пекущейся о нашем духовном развитии) ” (1Кор. 11.3-10).

То же касается и 15-го стиха этой главы:

“Но если жена растит волосы, для нее это честь, так как волосы даны ей вместо покрывала” (1Кор. 11.15).

Не о прическе здесь идет речь. Речь – о праведности и целомудрии. Речь о чистоте. Как девичья коса является признаком чистоты и невинности, так и “коса” смирения и любви – даже без разумения догматов и обрядов церкви, без знания символа веры и общепринятых молитв, – является неопровержимым признаком праведности человека. (Потому что есть простые и искренние люди, иногда малограмотные, или и вовсе неписьменные, которые не имеют знаний о Боге, но знают Бога! И когда спрашиваешь у них: в чем суть Заповеди? – они просто отвечают: никому не делать зла, жить по-доброму, по-совести; поступать с ближним своим так, как бы хотел чтобы и с тобой поступали… Это-то и есть то, что Отцы называли смиренномудрием – пример преходящего характера “веры догматической, которая есть соглашение души”).

Любовь покрывает множество грехов; любовь – превыше всего. Бог есть любовь! И каждый, имеющий ее, родился от Бога и ведает Бога, а значит и несет на себе “знак ангельский” – печать дара Духа Святого. Посему как “Господь знает своих, и свои Его знают...”

Что же касается буквальных косынок и шапок, то здесь имеем установленный внешний порядок – церковную традицию, таящую в себе духовное содержание, и ставшую, таким образом, определенным символом спасения. Почему, по слову апостольскому, в церкви “все пусть будет добропристойно и степенно (чинно, в соответствии с определенным действом)” .

О молении же дома, или в другом месте, так скажу. Когда читаем канон утренней или вечерней молитвы – то здесь для женщины обязательным является покрывать голову косынкой (как и мужчине непременно молиться без главного убора). Когда же мы в дороге творим молитву Иисусову, либо дома молимся короткими ежечасными молитвами (после сна, перед и после пищи, перед началом и по завершению каждого дела, перед сном и уже в постели, на сон грядущий), то здесь молимся просто, как есть, и платок одевать не обязательно.



† † †

ВЫШЛИ В СВЕТ ТАКИЕ КНИГИ ПРОТОИЕРЕЯ ОЛЕГА ВЕДМЕДЕНКО:

* Пособие по духовному деланию “ДА БУДЕТ ВОЛЯ ТВОЯ...”
(Внутренняя Сила или духовные основы успешности и здоровья; почему мы болеем или как стать здоровым; памятка для тех, кто ищет спасения; практические советы в продолжение дня; правила борьбы невидимой; если на вас наслано порчу; прерывание родового проклятия; самоотчитка... Эти и другие материалы вы найдете в небольшой по размеру, но содержательной и исполненной реальным опытом книжке, 104 стр.).

* Две книги из серии “Ответы священнослужителя”: “ЕЩЕ НОЧЬ...” и “ВКУС БЛАГОДАТИ” (Ответы на вопросы, коими укоряют православных представители различных протестантских конфессий: почему поклоняемся Богу перед иконами; почему празднуем не иудейскую субботу, а новозаветное воскресенье; почему крестим грудных детей; почему часто крещение осуществляется не через полное погружение, а путем обливания; как правильно обращаться к Богу /неужто только Иегова?/; нужно ли молиться за умерших; почему почитаем мощи, молимся святым; почему чтим Богородицу, и были ли у нее еще дети, кроме Иисуса... Также о числе зверя /666/; когда и как придет Антихрист; как правильно поздороваться в церкви; можно ли есть мясо с кровью; головной убор в храме /мужчины и женщины/; свойства святой воды; происхождение человека и т. п.).

(Книги на украинском языке.)

* НАПИШИТЕ НАМ
, и мы проинформируем Вас как получить по почте книги, конспекты лекций, а также аудио- и видеозаписи лекций и проповедей протоиерея Олега. В письмо вложите пустой конверт с обратным адресом.

* НАШ АДРЕС:
Протоиерею Олегу Ведмеденко, Библейская школа духовного совершенствования, а/я 18, Луцк-21, Украина, 43021. (Подробная информация помещена также на сайте www.vedmedenko.org «КНИГИ И АУДИОЗАПИСИ»).