Библейская школа духовного совершенствования Епископа Олега Ведмеденко
  на главную    укр   рус      Учение Господне состоит в едином слове: ВОЗЛЮБИ! Возлюби, а для этого СМИРИСЬ, а значит, прими ближнего своего и обстоятельства своей жизни такими, каковы они есть: без гнева и раздражения, без страха и тревоги, без гордости и обиды.
ПОИСК В РАЗДЕЛЕ СТАТЬИ:

Статья № 105: Внутренняя сила, или духовные основы успешности


Что такое успешность? Слово “успешность” происходит от “успевать”, “поспевать” – иметь успех, удачу в чем-либо, достигать желаемого.

Из чего слагается успешность? Успешность делится на внешнюю и внутреннюю.

Внешняя успешность находится как бы на поверхности, ее всем видно, а потому интересует людей в первую очередь именно она. Вот определяющие позиции внешней успешности (их четыре):

1) здоровье;

2) материальная обеспеченность (сюда же работа, дело, бизнес);

3) уважение окружающих;

4) семейное благополучие.

Внутренняя же успешность – это внутренний мир, уверенность, радость (“оптимизм” – от латинского optimus, то есть наилучший: положительное мировосприятие, пронизанное жизнерадостностью, бодростью, верой в лучше будущее).

Что предопределяет успешность внешнюю? На девяносто процентов внешняя успешность зависит от успешности внутренней (десять процентов это благоприятные стартовые условия – элемент случайности, “повезло”). Сказано: “Светильник для тела есть око (внутреннее око души. – О.В. ). Итак, если око твое будет чисто (успешность внутренняя. – О.В. ), то и все тело твое будет светло; если же око твое будет худо, то и все тело твое будет темно...” (Евангелие от Матфея, 6 глава, 22-23 стихи)

Довольно сетовать и роптать на судьбу. Хочешь быть успешным – будь им!..

Что предопределяет внутреннюю успешность?

Внутреннюю успешность, а значит и успешность вообще, предопределяет наличие положительной внутренней (духовной) силы, энергии. Внутренняя сила → внутренняя успешность → внешняя успешность.

Что имеем при отсутствии внутренней силы?

В сфере здоровья:

- пониженный внутренний тонус организма, соответственно

- неэффективность иммунной системы и пониженная сопротивляемость недугам, от чего

- постоянная болезненность (чаще, дольше и серьезнее болеем);

- хроническое чувство слабости и подавленности;

- докучливые болевые ощущения (постоянно что-то болит).

В материальной сфере (работа, дело, бизнес):

- вялость, быстрая утомляемость, низкая производительность труда;

- рассеянность, невнимательность;

- безынициативность, ощущение собственной ничтожности;

- неуверенность в завтрашнем дне, боязнь перемен, консерватизм;

- нерешительность, потеря веры в себя и в свое дело, откуда

- излишнее рвение, заискивание и боязливость во взаимоотношениях с начальством, а также нерешительность и безволие перед своими подчиненными (иногда наоборот – немотивированная дерзость и агрессия поведения, как свидетельство все той же неуверенности);

- зависть и уязвимость вкупе с отсутствием воли к профессиональному совершенствованию;

- материальная необеспеченность.

В плане общественного респекта (достоинства):

- в лучшем случае досадное ощущение жалости и сочувствия со стороны окружающих; в худшем – чувство опущенности, скрытое или откровенное неуважение и насмешка.

На семейной ниве:

- полная или частичная потеря семейного статуса хозяина (хозяйки): мужчина все выразительнее усваивает качества слабодушного “подкаблучника”, или наоборот, ища успокоения в рюмке – эрзаце (заменителе) Силы, – превращается в домашнего деспота, стабильно деградируя к звероподобному состоянию. Женщина же, взвалив на хрупкие плечи львиную долю заботы о семье, вынуждена прилагать все силы, дабы исподволь не сделаться мужеподобной фурией, или нервно изможденной истеричкой, или не превратиться в забитую, всегда напуганную рабыню;

- уничтожение вертикали муж – жена – дети: мужчина теряет любовь к жене, жена не ценит и не уважает мужа. Дети, соответственно, не почитают обоих своих родителей;

- насилие в семье – как это ни парадоксально, также является признаком внутреннего бессилия. Недостаёт силы, соответственно и времени на воспитание детей словом и примером своей жизни. Не хватает ни терпения, ни авторитета, дабы убедить супруга в собственной правоте. Легче поставить в угол или “приложить руку”, чем найти время и вдохновение для правильного воспитания. Вообще крик – это признак слабости…

Что дает нам присутствие духовной энергии (внутренней силы)?

В сфере здоровья:

- повышенный жизненный тонус без использования разрушающих организм суррогатов силы – алкоголя, наркотических веществ, разного рода стимуляторов и транквилизаторов; высвобождение энергии здоровья, соответственно

- высокая эффективность иммунной системы, повышенная сопротивляемость болезням (организм в большинстве случаев стопроцентно своими силами управляется с недугами и отрицательным влиянием окружающей среды), от чего

- высокий индекс здоровья (крайне редко болеем, а если и придется, то быстрее и легче переносим заболевание);

- радостное ощущение физической силы и внутренней свободы;

- избавление от боли.

Забудьте о болезнях! Перестаньте думать и говорить о них. Запомните простую истину: нет неизлечимых болезней – есть неизлечимые больные. Девяносто процентов всех наших бед – в нас же самих, в нашем сознании.

Сознательно отдайте себя и свое здоровье в руки Божьи – таким образом вы переложите заботу на Его плечи. Сказано: “Все заботы ваши возложите на Него, ибо Он печется о вас!..” (Первое послание апостола Петра, 5.7)


В материальной сфере (работа, дело, бизнес):

- энергичность, неутомимость, высокая производительность труда;

- собранность, сосредоточенность, внимательность;

- свобода принятия правильных решений (инициативность); способность иметь собственную точку зрения, умение отстаивать ее без упрямства и агрессивности;

- Богом данная уверенность в завтрашнем дне, полное самоотречение, совершенная надежда на Господа;

- целесообразная решительность действий, обусловленная верой у себя и в свое дело;

- отсутствие позорного низкопоклонства в отношениях с начальством (но без пренебрежения, неуважения или наглости) и необходимая твердость в отношениях с подчиненными (но без грубой жесткости – с незлобием и справедливостью);

- великодушие, неуязвимость, отсутствие упрямства как попытки самоутверждения в коллективе;

- обязательное стремление к профессиональному совершенствованию, желание быть лучшим в своем деле;

- материальная обеспеченность.

“Без веры угодить Богу невозможно”, – учит апостол Павел (К Евреям, 11.6). Прибавлю лишь: стать успешным – также. Поверь в себя, в Бога и в свое дело.

Я верю Богу. А потому доверяю Ему. А потому – доверяюсь Ему...


Уважение окружающих:

- внутренняя сила всегда вызывает уважение, хотя провоцирует и зависть “ничего не знающих”. Впрочем, для кого-то уже сам факт нашего существования является соблазном. Посему помним, что мы родились и живем не для того, чтоб тешить чье-либо самолюбие.

Будь самим собой. Не нужно нацеплять на себя никакой маски. Просто работай над собой. Просто приобретай Силу. Она – облечет тебя...

На семейной ниве:

- построение гармоничных родственных отношений, хранение мудрых семейных устоев. Мужчина – достойный глава семьи, почитаемый всеми в доме; женщина – любящая (и любимая!) жена и мать;

- отсутствие насилия в воспитании детей. Слово и авторитет отца, материнская ласка, личный пример голубиного супружества – вот определяющий стимул воспитательного процесса.

Как Церковь называет означенную внутреннюю Силу? Церковь называет ее силой Духа Святого, или благодатью.

Где источник ее? Источник ее Бог, как бы мир ни называл Его – Космическим Разумом, Абсолютным Разумом, Нематериальным Началом, Вселенской Самоконтролирующей Системой...

Церковь именует Эту Самосущность Богом, то есть Богатым на все. Источником всего сущего – Законодателем, Творцом и Вседержителем бытия. Богом – Творцом энергий...

Как обрести внутреннюю духовную силу (энергию) благодати?

1. Путь

Путь обретения благодати доступен всем: это путь неизлучения зла, на церковном языке – путь смиренномудрия, или смирения. Сказано: “Бог гордым противится, а смиренным дает благодать” (Иакова, 4.6).

Путь духовного совершенствования – путь смирения – был представлен Иисусом Христом свыше двух тысяч лет тому назад. Но сегодня мы практически потеряли понимание самой сути данного понятия – “смирение Христово”, – и путаем его с рабской покорностью или с преступной бездеятельностью, с позорным угодничеством или с низкопоклонством, с холодным равнодушием или с ханжеской елейностью. Нет же!

Смирение – это поиск мира.

Смирение – это внутренняя доброта.

Смирение – это активная жизненная позиция, а не опущение рук.

Смирение – это не согласие со злом или жизненными трудностями. Смиренно можно, а часто и просто необходимо сказать – “нет”.

Смирение – это принять (не согласиться, а именно принять) ближнего своего и обстоятельства жизни своей такими, каковы они есть: без гнева и раздражения, без страха и тревоги, без гордости и обиды. С миром…

Не важно, что тебя окружает, – важно как ты к этому относишься. У нас возникли проблемы? – давайте повернёмся к ним лицом. Делай, что должно, и да будет, что будет – на волю Божию, – вот главный принцип смирения.

Учение Господне сводится к единому слову: “Возлюби!..” Возлюби, а для этого смирись, а значит, прими ближнего своего и обстоятельства жизни своей такими, каковы они есть: без страха и тревоги, без гнева и раздражения, без гордости и обиды. С миром.

Внутренне смиряться, не излучая зло – вот исходный лозунг христианина. В этом путь стяжания Силы.

Излучая зло мы, согласно закону подобия (подобное ищет подобного), взимаем на себя зло вселенское. Оно же не только высасывает из нас энергию, но и разрушает как дух наш (наше истинное “я”), так и душу (в том числе и тонкую оболочку души – тонкое, “эфирное” тело), и физическое тело человека (посредством болезней, недомогания и т.п.).

“ Так как они сеяли ветер, то и пожнут бурю: хлеба на корню не будет у него…” (Книга пророка Осии, 8.7)

Нам просто невыгодно быть злыми!

“Смирением побеждай врагов…” (Преподобный Силуан Афонский)


Идея неизлучения зла – главная идея Нового Завета. Ветхий Завет учил не совершать зло; Новый же – не излучать его. Ветхий – “не убивай”; Новый – “даже не гневайся”. Ветхий – “не кради”, “не прелюбодействуй”; Новый – “не смотри с вожделением”…

Смирение – это неизлучение зла; любовь – излучение добра. Итак задача номер один для нас смиряться, не излучая зло, а следующая за ней – возрастать в любви, излучая добро.

Человек создан по образу Божию. Бог есть Дух – и человек, по образу Его, есть дух. Бог Триипостасный: Отец, Сын, Дух Святой – и человек, по образу Божию, также триипостасен. Человек есть дух, имеющий душу (разум, волю, эмоции), и живущий в теле. И для того, чтобы дело стяжания внутренней силы (духовной энергии благодати) было плодотворным, – необходимо смирять все три составляющие человеческого естества. Однако именно смирение духа (сердца) есть главное, основополагающее, ключевое. Это смирение гордыни сердца, смирение внутреннее:

- смирение духа (сердца) – это раскрытие сердца пред небом в самоотречении и любви, чистая молитва духа;

Моя молитва на раскрытие сердца (молитва самоотречения):

“В руки Твои, Господи, предаю дух, душу и тело мои; здоровье мое, семью мою, работу мою; благосостояние, достаток и безопасность мои. Ты же меня благослови, Ты меня помилуй, и жизнь вечную даруй мне. Аминь…”

Смирение сердца и чистая молитва духа это и есть – Путь...


- смирение души – это смирение страстей душевных: отказ от утробно-потребительской психологии в пользу психологии духовности (преобладание духовных интересов над материальными) и замена отрицательного мышления положительным (неизлучение зла на душевно-ментальном уровне);

- смирение тела – это смирение желаний плотских: воздержанность в слове, в движениях и в пище.

Спрашиваемый – отвечай, не спрашиваемый – молчи. Плавные движения, благожелательная речь, спокойный взгляд. Никуда не бежать и никогда не кричать, никому ничего не доказывать и не оправдываться. Есть, чтобы жить, а не жить, чтобы есть...

2. Средства

Также и средства – для каждой нивы свои:

- для духа – это прежде всего молитва: уединенная (домашняя, келейная или на природе) и церковно-литургийная.

Целью молитвенных бдений является стяжание благословенной молитвы сердца – открытие сердца своего пред Богом, установление непосредственной, мистически-духовной связи с Ним. (Здесь сердца не физического, но метафизического – середины, сердцевины души.)

Молитва – это собственно поиск Бога в себе через духовное чувство благодати. Благодать же проявляется как внутреннее чувство умиления – верный признак присутствия в нас Святого Духа Божия;

“Когда в сердце бывает умиление, то и Бог бывает с нами…” (Преподобный Серафим Саровский);

“Плач умиления при молитве есть верный показатель того, что ум соединился с сердцем, и что настоящая молитва нашла свое первое место, первую степень восхождения к Богу; вот почему он так ценится всеми подвижниками…” (Старец Силуан Афонский);

“Не пустым [можно] считать только то простояние на службе, в продолжение которого сердце согрелось, и тепло к Богу взывало. Это главное…” (Святитель Феофан Затворник)


- для души – это, прежде всего, духовное чтение.

“В начале было Слово…” (Евангелие от Иоанна, 1.1) Священное Писание, как опосредованная связь с Богом через слово Его (домашнее чтение, посещение воскресных занятий Библейской школы). Духовная, главным образом святоотеческая литература (в ней сокрыт великий духовно-мистический опыт Церкви). Чтение прочих – художественных и не только, но обязательно “для души” – чистых, сеющих “разумное, доброе, вечное”, книг.

Также общение с хорошими, добрыми людьми. Знакомство с высоким, светлым искусством театра, кино. Душевная красота музыки, живописи и проч.

Особое место здесь занимает общение с природой. Ничто так не способствует раскрытию сердца и внутренней молитве, как созерцание звездного неба над головой, леса в ветреную погоду, красоты туманного рассвета или радуги после дождя. “Красота спасет мир…”

- для тела – это:

а) пост – в первую очередь как воздержание от чрезмерностей; также и пост буквальный – среда, пятница и прочие установленные церковью дни. Здесь осуществляется победа духа над плотью, очищение организма, переход на качественно высший (духовный) уровень энергетики;

б) тесный контакт с тремя природными стихиями: водой (обязательно холодная вода – обтирание, обливание, купание – см. главу 6 моей книги “Да будет воля Твоя” – “Практические советы на протяжении дня”, п.п. 4–6: http://www.vedmedenko.org/books/book6.doc ), воздухом (прогулки на свежем воздухе, спорт, туризм) и землей (ежедневно касаться босыми ногами земли. Даже и зимой не бояться сделать несколько шагов по снегу босиком! Земля забирает усталость, тянет негатив);

Природа – это совершенный храм Божий, ибо Его руками построен. Творец познается через Свое творение…

в) физические упражнения – утренняя гимнастика, спортивные игры, физическая работа (Отцы называли ее “рукоделием”) и т.п.

Обязательно установите себе соответствующий, удобный для вас режим жизни: работы, отдыха, сна, питания, реализации программы духовно-физического совершенствования (молитва, чтение, пост, обливание, спорт, общение с природой) и следите держаться его.

“Любовь от Бога, и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога. Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь…” (Первое послание апостола Иоанна Богослова, 4.7,8) Бог есть любовь, и единения с Ним – источником внутренней духовной силы, чистой энергии любви, – следует искать на всех доступных нам уровнях: через молитву – духом; через Слово – разумом; через общение с природой – телом. Но прежде всего через молитву, ибо царство Божие – держава силы, земля милосердия, страна свободы, – “внутрь нас есть”…

Раскрыться пред небом в самоотречении и любви. Раскрыться духовно, мистически, внутренне – в смирении сердца, в чистой молитве духа. Это и есть в действительности явленный Иисусом Христом путь…

Внутренняя сила, свобода совершенства, мир и радость в Духе Святом – цель.

Смирение сердца, просветление благодатью, духовное совершенствование (спасение) – путь.

Смирение души и тела (аскеза, смирение внешнее) – средства на этом пути…

Как, получив, удержать Силу в себе? Мы отдаем силу тогда лишь, когда нарушаем закон Божий, впадаем в грех. Причиной же всех грехов наших является гордыня самости – гордость человеческая. (Здесь гордость со знаком минус, ибо следует отличать гордыню от достоинства.):

- Гордость – это искаженный, сведенный к отрицательному, противоестественному уровню закон плоти, животный инстинкт самосохранения в нас.

- Гордость – это гордыня самости нашей, противоречащая “закону нашего ума” (духа). Противоборствующая совершенствованию, духовному преображению человека. Являющая собой “врага и супостата” – собственно сатану в нас (“сатана” на древнееврейском и есть – супротивник).

- Гордость – это первопричина греха, начало нарушения божественного закона – духовного закона развития (эволюции). Закона совершенствования, одухотворения, обожения творения (слово “грех” и означает буквально – нарушение закона).

- Гордость – это потеря Духа Святого, замок, затворяющий двери духовного неба. Это стена, отделяющая нас от Бога – неисчерпаемого моря благодати.

От гордости – змея древнего, “хитрейшего всех зверей полевых”, – ведут начало и все прочие бестии (“бес” – от латинского “бестия”, зверье) поля наших сердец: злые страсти душевные и неполезные вожделения плоти. Это жаждущие выйти из-под контроля, полностью завладеть нами, животные наши инстинкты.

Пять основных случаев, когда мы отдаем Силу:

1. Гордость и обида (обида – это вторая сторона гордости)

Сказано: “Бог гордым противится, а смиренным дает благодать” (Иакова, 4.6)

2. Страх и тревога

Сказано: “Боязливых же и неверных – участь в озере, горящем огнем и серою” (Откровение, 21.8)

3. Гнев и раздражение

Сказано: “Долготерпеливый лучше храброго, и владеющий собою лучше завоевателя города” (Притчи, 16.32); “Само движение гнева – уже есть падение для человека...” (Сирах, 1.22)

4. Желания плотские и страсти душевные – сластолюбие, сребролюбие, славолюбие

Если хочешь обладать Силой, быть успешным внутренне и внешне, – прежде всего противостань духам злобы поднебесным чрезмерности и сластолюбия. Именно они – невоздержанность, чрезмерность и сластолюбие – затворяют пред нами двери неба: тонкого, духовного мира высоких энергий, неба благодати.

И как же не хочется нам пробуждаться от сладкого плена греха! Но не освободившись от алкоголя, никотина, наркотиков, блуда, чревоугодия, злословия – никогда не обретешь полноты Силы, не сможешь удержать ее. Не сможешь стать свободным, сильным, совершенным. Не сможешь стать действительно успешным, ибо они угашают Дух…

Довольно ходить по кругу! Довольно служить двум господам! Определись, замени эрзац-наслаждение греха истинным наслаждением здорового образа жизни. Не откладывай это на завтра – завтрашний день может быть и не твой…

Следует есть, чтобы жить, а не жить, чтобы есть. Чрезмерностью и сластолюбием мы покупаем себе повреждение. Не ешь досыта, оставь место для Духа Святого. Отдай плоть и прими дух – учат святые старцы:

“В наполненном чреве нет видения таин Божиих” (Преподобный Серафим Саровский);

“Есть нужно столько, чтобы после трапезы еще хотелось молиться (то есть брать силу Божию, духовную энергию благодати. – О.В.)” (Преподобный Силуан Антонов);

“Всякий раз, когда мы говорим себе «нет», мы делаемся сильнее; и всякий раз, когда мы поддаемся какому-либо желанию, мы можем ослабнуть” (Протоиерей Александр Мень)


Из страстей душевных особое место занимает зависть. Христа распяли, потому что завидовали…

“Кроткое сердце – жизнь для тела, а зависть – гниль для костей” (Притчи, 14.30);

“Ибо где зависть и сварливость, там неустройство и все худое” (Иакова, 3.16);

“Итак, когда собрались они, сказал им Пилат: кого хотите, чтобы я отпустил вам: Варавву, или Иисуса, называемого Христом? ибо знал, что предали Его из зависти…” (От Матфея, 27.17,18)


Ничто так не угашает Дух, как суета и суесловие. Мы теряем именно тогда, когда спешим. “Вонмем!”, “Будем внимательны!” – предупреждает святая Церковь. Никуда не бежать и никогда не кричать. За внешней сдержанностью – внутренняя сила!..

Святые отцы учат: “Оградись молчанием, и внемли себе”; “От молчания еще никто и никогда не раскаивался” (Преподобный Серафим Саровский);

“Молчанием многих видел я спасающихся, многоглаголанием же – ни одного” (Святитель Амвросий Медиоланский);

“Говори, когда имеешь что лучше, чем молчание” (Святой Григорий Богослов);

“Спрашиваемый – отвечай; не спрашиваемый – молчи” (Преподобный Иосиф Волоцкий);

“Молчание есть тайна будущего века, словеса же – суть орудие мира сего…” (Преподобный Исаак Сирийский)


5. Переутомление

Человек переутомленный напоминает город, находящийся в осаде, окруженный врагами, а стража его спит, опершись на алебарды. Изможденная, обессиленная, едва держится на ногах от усталости. Потерявшая бдительность. Заходи, бери голыми руками... Переутомление – это грех…

Как приумножить Силу?

1. Не останавливаться, совершенствоваться, подыматься все выше и выше – от веры в веру, от славы в славу, от силы в силу: “Благословен грядый (идущий. – О.В. ) во имя Господне!..” (От Матфея, 23.39)

2. Учиться любить и отдавать: “Блаженнее давать, нежели принимать…” (Деяния, 20.35)

“Ищите же прежде Царства Божия (внутреннего, духовного царства Силы, царства благодати. – О.В.) и правды его (через неизлучение зла – смирение языка, сердца и чрева. – О.В.), – и это все (успешность как внутренняя, так и внешняя. – О.В.) приложится вам!..” (От Матфея, 6.33)

Неизлучение зла (смирение) → внутренняя духовная сила (благодать) → внутренняя и внешняя успешность (оптимальное обеспечение духовных и физических потребностей человека).

Итак, познав цель, путь и средства, одного лишь попросим у Бога – времени и сил, чтобы достичь обетованного…

Заключение (одной строкой):

Из чего слагается успешность? – Из успешности внешней и внутренней.

Что определяет успешность внешнюю? – На девяносто процентов успешность внутренняя.

Что определяет успешность внутреннюю? – Положительная духовная сила, вселенская энергия благодати (вселенская потому, что Бог везде есть, и все наполняет).

Как обрести внутреннюю духовную силу (энергию) благодати?

1. Путь – смирение (неизлучение зла):

а) раскрыться перед небом в самоотречении и любви (смирение духа);

б) отказаться от утробно-потребительской психологии, изменить мышление с негативного на позитив (смирение души – разума, воли, эмоций);

в) воздерживаться в слове, в движениях и в пище (смирение тела).

2. Средства – мобилизация внутренних сил организма (аскеза):

Для духа – молитва. Для души – слово. Для тела – пост, тесный контакт с природой, физическая активность.

Как, обретя, удержать Силу в себе? – Воздержанием от нарушения духовных законов мироздания (воздержанием от греха).

Как приумножить Силу? – Постоянным совершенствованием и возрастанием в любви. Любовь превыше всего. Бог есть любовь...



www.vedmedenko.org


Наши группы в социальных сетях:

Facebook: Олег Ведмеденко

Вконтакте: Олег Ведмеденко

Наши блоги в социальных сетях. Добавляйтесь: