Библейская школа духовного совершенствования Епископа Олега Ведмеденко
  на главную    укр   рус      Учение Господне состоит в едином слове: ВОЗЛЮБИ! Возлюби, а для этого СМИРИСЬ, а значит, прими ближнего своего и обстоятельства своей жизни такими, каковы они есть: без гнева и раздражения, без страха и тревоги, без гордости и обиды.
ПОИСК В РАЗДЕЛЕ СТАТЬИ:

Статья № 153: ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ УКРАИНЫ. ОБЪЕДИНЕНИЕ ЦЕРКВЕЙ: РЕАЛЬНОСТЬ И ПЕРСПЕКТИВЫ


Интервью протоиерея Олега Ведмеденко



На протяжении своего исторического развития духовная жизнь украинского общества пережила немало взлетов и трагических событий. После многих лет вынужденного атеизма народ все же возвращается к вере. Люди ищут истину, стремятся найти ответ на всегдашний вопрос о смысле бытия. Однако ситуация в православной церковной жизни Украины, разномыслие и непонимание между отдельными церквями далеко не способствуют повышению духовности общества. Об этом и пойдет разговор с основателем Библейской школы духовного совершенствования, известным украинским богословом, священником, проповедником и миссионером отцом Олегом Ведмеденко (1961).



- Летом Украина и весь православный мир праздновали юбилей Крещения Руси. По случаю данного события в Украину приезжал Вселенский Патриарх Варфоломей. Как Вы прокомментируете этот визит? Какова роль Варфоломея в объединении Украинской церкви в единую поместную?


- Конечно же, я отношусь к этому визиту прежде всего как к политическому. Владыка Варфоломей приезжал по приглашению главы нашего государства, президента Виктора Ющенко, поэтому данный визит имел характер, прежде всего, государственного значения.



- Как Вы считаете, кто должен решить вопрос объединения трех православных ветвей в Украине – имею в виду Киевский, Московский патриархаты, и Украинскую автокефальную церковь – власть, церковь или народ? Есть перспектива такого объединения?

- Необходимо различать вопросы духовные и политические в данном процессе. Моя задача, как священника, не заниматься политикой, но учить людей, в том числе и политиков, духовным законам. Однако понятно, что любая власть желает иметь под собой определенную авторитетную идеологическую структуру с тем, чтобы комфортно и более эффективно управлять собственным народом. Мы это понимаем, и видим соответствующие примеры. Такие обстоятельства, по моему мнению, складываются сегодня в России, где наблюдается характерное слияние церкви и государства, и где церковь фактически исполняет обязанности штатного идеолога власти, забрав на себя функции бывшей КПСС. Как мне видится, на деле происходит некая замена партбилетов на нательные крестики.

Понятно, что властным структурам было бы интересно иметь то же и в Украине. Но в нашей стороне несколько иная ситуация. Так сложилось, что имеем три мощные православные ветви, и еще некоторое количество меньших. На первый взгляд это воспринимается отрицательно, однако на самом деле скрывает в себе и положительное зерно. Во-первых, Церковь по определению должна быть соборной – мыслю, и поместная церковь также. Как и исповедуем в православном Символе Веры: “Верую... в единую, святую, соборную и апостольскую церковь”. И это, безусловно, позитив.

Впрочем, существует и негатив, который, однако, по воле Божьей, может стать для нас позитивом. Господь умеет зло оборачивать в добро. Это как болезнь, которая вместе с болью порождает и благо – смиряет, очищает человека. Раскол, как следствие гордыни церковной иерархии, и является болезнью церкви. А как учит старец Силуан (Антонов): “Господь любит людей (это же касается и сообщества, в т.ч. и церковного сообщества людей), но посылает (я бы сказал скорее – допускает) скорби (в т.ч. болезни и расколы) для того, чтобы люди познали немощность свою и смирились, и за смирение свое приняли Святого Духа, а с Духом Святым – все хорошо, все радостно, все прекрасно...”

Нынешнее духовное состояние номинальной церкви, к сожалению, оставляет желать лучшего; подлинное же объединение возможно лишь при наличии неподдельной братской любви. Поэтому искусственный альянс в некий правоверный «курень», да еще и под началом какого-то определенного лица, в нынешних условиях непременно приведет лишь к диктатуре церковной иерархии, собственно к созданию современного аналога инквизиции средневековья со всеми известными последствиями. Это было бы сотворением «монстра», могущего пожрать любую демократию. Поэтому, отвечая на вопрос об объединении, скажу, что истинное единение возможно лишь Духом Святым – духом смиренномудрия и любви. Духовное объединение – главное. И такое духовное объединение, вопреки всем амбициям церковноначалия, непременно будет, и оно уже происходит – во всех церквях есть люди, оказывающие этому содействие.

А будет объединение духовное – даст Бог, произойдет и формальное. И не в том виде, как мы это сегодня себе представляем, а на основе православного соборноправия. И не в известном клубно-келейном формате по принципу “наш – не наш”, а с представительством всех церквей и общин, позиционирующих себя как православные. Это может иметь вид некой церковной “конфедерации” – объединения украинских православных церквей, собора епископов и руководителей православных общин и т.п. Не суть важно. Главное – это смирение и Богом завещанная соборность.

Принцип нелукавого соборного единения сформулировал в свое время Блаженный Августин: в главном – единство, в спорном – свобода, и во всем – любовь. И если объединение будет происходить таким образом, то оно, бесспорно, состоится.



- Каково Ваше отношение к католической церкви и ее главе Папе Римскому, ощущается ли его влияние на паству в Украине?

- Разумеется, таковое влияние есть. Он – предстоятель христианской церкви; католическая церковь всегда, на протяжении всей своей истории была весьма влиятельной не только в духовной жизни, но и в светской. Тем более, что в настоящее время католическая церковь нередко представляет себя в более выгодном свете, чем православная. Она переболела фарисейством давно, и бурно переболела, – мы все это знаем из истории. Здесь и огни инквизиции, и уничтожение инакомыслящих, и торговля индульгенциями... Однако ныне католицизм, особенно благодаря харизме предыдущего папы Иоанна-Павла II, стал на путь интенсивного очищения. Православие же, к сожалению, тихонько “тлеет”, как тлело и тогда: не было такого бурного осквернения, нет и энергичного очищения. Наоборот, фарисейская закваска активно вошла ныне в православную церковную жизнь, и не видят этого разве что сами фарисеи.



- Количество православных верующих уменьшается с каждым годом, в отличие от верующих других конфессий. Православие теряет авторитет? Как Вы это объясняете?

- Иерархически-ханжеская система, собственно «тартюфы» от религии, во все времена старалась подмять православие под себя, обернуть церковь в некий крестильно-похоронный кооператив, наполнить ее духом насилия и корыстолюбия. К сожалению, частично ей это удалось. Этим и объясняется определенное уменьшение популярности православной церкви в последние годы. Собственно, так должно было произойти, об этом свидетельствуют и библейские пророчества на конечные времена. Я изложил свои мысли по данной теме в одной из последних моих статей: «Церковь – это не крестильно-похоронный кооператив» (см. раздел “Статьи” сайта Библейской школы духовного совершенствования протоиерея Олега Ведмеденко, www.vedmedenko.org). Церковно-бюрократическая система стремится монополизировать православную веру, фактически же – обращает ее в ортодоксальную секту. Она разоблачает себя минимум по четырем основным позициям, всем очевидным:

Не таясь, торгует Божьей благодатью, устанавливая в храмах твердые цены за молитвы (речь идет о молитвенных записках за здоровье и упокой); вводит определенные тарифы даже на святые таинства и церковные обряды (крещение, погребение, венчание и т.п.), что прямо противоречит Христовой заповеди: “Вы даром получили – даром и давайте”.

Тонет в тщеславии и низкопоклонстве, понуждая верных целовать руки епископам и священникам, чему Христос отнюдь не учил, но наставлял: “Вы знаете, что князья народов господствуют над ними, и вельможи властвуют ими; но между вами да не будет так: а кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою; и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом; так как Сын Человеческий [Христос] не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих”.

Увязла в межконфессионных и внутрицерковных распрях, являющихся результатом гордыни, нелюбовности, зависти и лицемерия отравленной фарисейством части церковной иерархии, забыв слова Иисуса: “По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою...”

Превращает обряды в обрядоверие, а догматы веры – в догматизм, помышляя одними церемониями вести людей к Божьему царству.

Этих четырех позиций вполне достаточно, чтобы отвернуть людей от православия, прежде всего молодежь. Поэтому имеем сегодня всплеск популярности протестантизма (главным образом харизматического протестантизма), разнообразных, особенно восточных, духовных практик. Адептов в них привлекает поиск чистоты взаимоотношений и попытка достичь выразительного мистического опыта. И это досадно, ведь именно христианская мистика всегда являлась солью православной церкви, от начала бывшей высокодуховной, чистой и сильной. Вспомните лишь, что более всего святых прославилось именно в восточной церкви. И нынешняя попытка превратить православие в секту ортодоксов только отталкивает просвещенных людей.

И еще одно. Возможно я и утрирую, но довольно рассказывать людям басни о Боге, Который, якобы буквально сидя на облаке дождевом, придет судить мир; об ангелах, которые взмахивая крыльями, как чайки носятся над землею; о буквальных цепях, коими будет связан сатана на тысячу лет; об Адаме, которого слепил Господь, замесив глину в корыте; о раскаленных сковородках, на коих подпрыгивают грешники и т.д., и т.п. Пора уже рассматривать мировоззренчески-религиозные вопросы через призму современного научного знания, для начала хотя бы признав эволюционный путь развития материи как средство сотворения.



- Отче Олеже, что бы Вы посоветовали нашим читателям в такое сложное время – время раздора и разъединения? Что делать простым людям?

- Просто жить. Жить праведно. Идти путем очищения, совершенствования и свободы. Учиться любить и смиряться. Стараться принимать ближнего своего и обстоятельства своей жизни такими, каковы они есть: без гнева и раздражения, без страха и тревоги, без гордости и обиды. С миром. И да поможет вам в этом Бог.

www.vedmedenko.org


Наши группы в социальных сетях:

Facebook: Олег Ведмеденко

Вконтакте: Олег Ведмеденко

Наши блоги в социальных сетях. Добавляйтесь: