на главную
укр
рус
Учение Господне состоит в едином слове:
ВОЗЛЮБИ!
Возлюби, а для этого
СМИРИСЬ
, а значит, прими ближнего своего и обстоятельства своей жизни такими, каковы они есть: без гнева и раздражения, без страха и тревоги, без гордости и обиды.
О нас (Библейская школа Олега Ведмеденко)
Основатель - Олег Ведмеденко
Электронная версия библейской школы
Статьи
Лекции (текстовой формат)
Архив аудио и видео лекций
Лекции библейской школы о Библии, вере и религии
Книги, аудио, видео — Библия, Евангелие, проповеди
Гостевая книга — напишите на о своей вере
Блог о религии и толковании Библии
Банеры библейской школы
Обратная связь с Отцом Олегом Ведмеденко
Пожертвования в библейскую школу
Во многих охладела любовь. Фарисейская закваска гордыни, лености и лукавства вошла в церковную жизнь, и не видят этого лишь сами фарисеи.
Да
71
%(5678)
Нет
20
%(1616)
Не могу ответить
5
%(413)
Всего голосов:
8013
Чтобы подписаться на рассылку сообщений о обновлении нашего сайта и получать анонсы размещаемых лекций и статей, введите свое имя и e-mail и нажмите
"Подписаться"
Имя:
e-mail:
Адрес Библейской школы духовного совершенствования
Украина, 43021, Луцк-21, а/я 18, «Библейская школа духовного совершенствования»,
Ведмеденку Василию Олеговичу
+38
(096) 23–01–777
http://www.vedmedenko.org
vedmedenko@fk.lutsk.ua
Сегодня: 19.03.2024
ПОИСК В РАЗДЕЛЕ СТАТЬИ:
Статья № 91:
Объяснение церковных богослужений. Литургия. Проскомидия
Версия для печати
От автора:
В основу написания цикла статей под общим названием
“Объяснение церковных богослужений”
положена высокая идея преодоления искусственного барьера между алтарем и храмом, амвоном и церковью, клиросом и людьми.
Из данных публикаций вы узнаете, что означают те или иные действа литургии и всенощного бдения; поймете порядок церковной службы, а также закрытый для непосвящённых духовно-мистический их смысл.
Из постороннего зрителя вы превратитесь в непосредственного участника общего дела молитвенного богослужения – постигнете духовную радость церковного единения, ощутите святое дыхание живой христианской семьи...
ЛИТУРГИЯ
1. Проскомидия
Важнейшим богослужением Церкви есть
Божественная Литургия
. Слово
“литургия”
греческого происхождения, и означает оно –
общественная служба
, или же
общее дело
. В апостольские времена литургия имела название “преломление хлеба”, или еще “агапа”, по-гречески – “вечеря любви”.
о время литургии совершается таинство Святого Причастия Тела и Крови Христовых
, на греческом языке –
“Евхаристия” (благодарственная жертва, благодарение)
. Поэтому часто и саму литургию – общественную службу, на которой осуществляется таинство евхаристии, – также называют Евхаристией. В народе это Богослужение получило название
“обедня”
, так как совершается оно утром перед обедом.
Сама же литургия состоит из трех частей: 1) Проскомидии; 2) Литургии оглашенных; 3) Литургии верных.
Прообразом литургии, на которой впервые было осуществлено Таинство Причастия, есть
ТАЙНАЯ ВЕЧЕРЯ
, которая состоялась в четверг вечером в Иерусалимской горнице накануне крестных страданий Господа нашего Иисуса Христа. Именно Он, умыв ноги апостолам, и показав тем самым пример смирения, отдал хвалу Богу Отцу, взял хлеб, благословил его, и дал ученикам Своим, промолвив:
“Примите, едите: сие есть Тело Мое, что за вас преломляется...”
Потом взял чашу с вином, благословил и подал апостолам, говоря:
“Пейте из нее все: сие есть кровь Моя Нового Завета, что за вас и за многих проливается на отпущение грехов...”
Затем, причастив их, заповедал: “Сие совершайте в воспоминание обо Мне” (см. Матвея, 26 глава, 26-28 стихи; также Луки, 22 глава, 19 стих и 1 Коринфянам, 11 глава, 24 стих). Апостолы сохранили этот завет и внедрили его в христианская жизнь. С течением времени он получил и определенную внешнюю форму установленного христианского обряда.
Сначала в разных церквях литургия осуществлялась по-разному, с использованием различных молитв, песнопений и священнодействий. Но со временем, когда в IV веке гонения на Церковь прекратились, пришло время привести в порядок чин Божественной Литургии, что и осуществил архиепископ Кесарии Каппадокийской (Малая Азия) святой Василий Великий. Он, взяв за основу древнейшую литургию святого апостола Иакова, епископа Иерусалимского, – составил, привел в порядок и записал чинопоследование, дошедшее до наших дней. Со временем архиепископ Константинопольский святой Иоанн Златоуст несколько сократил его в молитвах, которые читаются священником тайно, хотя существенных изменений не допустил. Литургия Василия Великого осуществляется у нас всего несколько раз в год, в основном же отправляется Литургия Иоанна Златоустого.
Проскомидия – первая часть Божественной Литургии.
Само
слово “проскомидия”
означает
принесение
, так как в первохристианские времена сами верующие приносили хлеб и вино, необходимые для таинства Причастия. Таким образом,
проскомидия – это чин приготовления к Литургии
.
Хлеб, который используется для таинства, есть пшеничный, квасной, чистый, и носит название
просфора (проскура).
Слово
“просфора”
означает
приношение
, то есть то, что приносят. Так сложилось с давних времен, что выпекая просфоры, христиане придерживались двух традиций. Римские общины, будучи убежденными, что Господь на Тайной Вечере использовал опресноки (см. Мф. 26.17 и Марка 14 глава, 12 стих), служили Евхаристию на пресном хлебе. Восточные же христиане, опираясь на свидетельство евангелиста Иоанна Богослова о том, что Тайная Вечеря состоялась прежде иудейского праздника Пасхи, прежде дня употребления опресноков, то есть в четверг, когда разрешалось еще потребление квасного хлеба (пасхального агнца надлежало заколоть лишь в пятницу, но, совершая тайный праздничный ужин накануне праздника Пасхи, Спаситель утвердил Свою Пасху – Пасху Нового Завета), считали что Христос для причастия взял квасной, а не пресный хлеб (см. Иоанна, 13 глава, 1 стих). Поэтому Греческая Церковь, а затем и все православные, осуществляет Евхаристию именно
на квасном хлебе
(по-гречески –
“артос”
), символе закваски, к которой приравнял Христос Царство Небесное (см. Мф. 13.33). Это расхождение существует и в наши дни, хотя догматического значения оно не имеет.
Просфоры есть круглыми, и состоят из двух частей, которые знаменуют собой две природы в Лице Иисуса Христа – Божью и человеческую. На верхней части изображается крест с надписью:
ІС. ХС. НІ-КА
, что означает “Иисус Христос – Победитель”. Пять просфор (одна из них – большая) предназначены для евхаристии, а из других – вынимаются частички за здравие и упокой в соответствии с представленными записками. Почему именно пять? На воспоминание чудесного насыщения Иисусом пятью хлебами пяти тысяч народа. Большая просфора предусмотрена для
Агнца
, то есть для
Евхаристийного хлеба
, который собственно один используется для причастия, и после освящения мистически пресуществляется в Тело Христово на Каноне Евхаристии Литургии верных, по слову апостола: “Ибо один хлеб, тело одно – нас [же] много, и мы все причастники хлеба одного...” (1 Коринфянам, 10 глава, 17 стих).
Вино
для таинства должно быть виноградным, красным, так как красный цвет напоминает цвет крови.
Вино смешивается с водой
в воспоминание того, что из проколотого ребра Спасителя на кресте вытекли кровь и вода.
Престол
– это наибольший в алтаре по особому чину освященный четырехугольный стол, который находится посреди алтаря, сразу за Царскими вратами, и символизирует собою Голгофу, а также Престол Отца нашего, что на Небе: Престол Истины, Премудрость Божью, Правду и Суд Его, Основу Основ всего сущего.
Жертвенник
же – это специальный стол, несколько меньшего размера, который находится в алтаре по левую сторону, на север от престола, и на котором готовятся дары для Таинства святого причастия. Жертвенник главным образом символизирует собою ту Вифлеемскую пещеру, где родился Спаситель, и из которой начался жертвенный путь Его.
Подойдя к жертвеннику, священник благословляет начало проскомидии, проговаривая:
“На воспоминание Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа”
, припоминая слова Спасителя на Тайной Вечере: “Сие совершайте в воспоминание обо Мне!..”
Специальным ножом, который сделан в виде копья (
копие
– напоминает то копье, которым один из воинов пронзил тело Иисусово), священник вырезает из большой просфоры прямоугольную часть (собственно,
Агнца
– символ Самого Господа Иисуса Христа, подобно тому, как в ветхозаветные времена представлял Его агнец, то есть ягненок, который приносился в жертву), проговаривая при этом слова пророка Исаии: “Как ягненка на заклание ведено Его...” (см. Исаии, 53 глава, 7-8 стихи). После этого Агнец полагается на
дискос
– блюдо, напоминающее собою тарель пасхальной Вечери Христовой, а также ясли, в которые положено было новорожденного Иисуса, и гроб, в который положили тело Его во время погребения. Потом Святой Хлеб глубоко надрезается крестообразно, что символизирует распятие Иисуса на Кресте, и прокалывается в правую сторону печати копием, на знак прободения ребер Спасителя. Приготовление Агнца таким образом символизирует рождество, служение, суд, страдания и смерть Его. Далее в
чашу
(на греческом –
потир
, знак той чаши, из которой причащал апостолов и Сам пил Учитель), вливается красное вино, смешанное с водой.
Из четырех оставшихся просфор вынимаются дольки
в честь Девы Марии
(со второй, “Богородичной” просфоры),
в память святых
– Иоанна Крестителя, пророков, апостолов, святителей, мучеников, преподобных, бессребреников, богоотцов Иоакима и Анны (праведных родителей Богородицы) и того святителя (Иоанна Златоустого или Василия Великого), чей чин Литургии совершается (третья, так называемая “девятичинная” просфора, по количеству чинов ангельских и святых). Дале поминаются святейшие патриархи православные, патриарх поместной церкви, правящий епископ и все епископство, почетное пресвитерство, во Христе диаконство и весь чин духовный; благодетели, работники, все прихожане святого храма сего и все христиане, коих Господь призвал к единению с Собою; Боголюбивая и Богом береженая страна наша, правительство и войско, и вся людность ее. Также из этой, четвертой просфоры, как и из многих отдельных проскурок, заготовленных для поминания верных (согласно представленным в алтарь запискам), вынимаются частички
в молитвенное поминовение живых (за здоровье)
. И, в конце концов, из пятой просфоры (и так же из отдельных проскур) –
за усопших.
Все эти частички кладутся рядом с Агнцем на дискосе на знак того, что вся Церковь – земная и Небесная – принимает участие в Священной Жертве.
Дискос накрывается
звездицей
(эмблема Вифлеемской звезды и креста), далее дискос и чаша – отдельными
маленькими покровцами
(рождественские пелены, а также плащаница, которая была во гробе Спасителя) и, наконец,
воздухом
(покров духовных крыл Божиих, символ защиты Господней, осуществления в нашей жизни благой воли Его). Покровцы и воздух – это вышитые платы из парчи, а звездица – каркас из двух крестообразно соединенных металлических полудужий, служащий для того, чтобы покровцы не касались Агнца на дискосе.
После этого священник
кадит
Святые Дары (каждение – символ как нашей искренней молитвы, так и благодати Всесвятого Духа) со словами: “Благословен Бог наш, что так изволил, слава Тебе”, и совершает
отпуст
– заключительную молитву.
ВСЕ СТАТЬИ
Наши группы в социальных сетях:
Facebook: Олег Ведмеденко
Вконтакте: Олег Ведмеденко
Наши блоги в социальных сетях. Добавляйтесь:
Twitter
Facebook
YouTube
RuTube
LiveJournal
Blogspot
Google+
YouTube
Telegram
Наши группы в социальных сетях: