на главную
укр
рус
Учение Господне состоит в едином слове:
ВОЗЛЮБИ!
Возлюби, а для этого
СМИРИСЬ
, а значит, прими ближнего своего и обстоятельства своей жизни такими, каковы они есть: без гнева и раздражения, без страха и тревоги, без гордости и обиды.
О нас (Библейская школа Олега Ведмеденко)
Основатель - Олег Ведмеденко
Электронная версия библейской школы
Статьи
Лекции (текстовой формат)
Архив аудио и видео лекций
Лекции библейской школы о Библии, вере и религии
Книги, аудио, видео — Библия, Евангелие, проповеди
Гостевая книга — напишите на о своей вере
Блог о религии и толковании Библии
Банеры библейской школы
Обратная связь с Отцом Олегом Ведмеденко
Пожертвования в библейскую школу
Во многих охладела любовь. Фарисейская закваска гордыни, лености и лукавства вошла в церковную жизнь, и не видят этого лишь сами фарисеи.
Да
71
%(5678)
Нет
20
%(1616)
Не могу ответить
5
%(413)
Всего голосов:
8013
Чтобы подписаться на рассылку сообщений о обновлении нашего сайта и получать анонсы размещаемых лекций и статей, введите свое имя и e-mail и нажмите
"Подписаться"
Имя:
e-mail:
Адрес Библейской школы духовного совершенствования
Украина, 43021, Луцк-21, а/я 18, «Библейская школа духовного совершенствования»,
Ведмеденку Василию Олеговичу
+38
(096) 23–01–777
http://www.vedmedenko.org
vedmedenko@fk.lutsk.ua
Сегодня: 19.03.2024
ПОИСК В РАЗДЕЛЕ СТАТЬИ:
Статья № 98:
Объяснение церковных Богослужений. Утреня
Версия для печати
2. Утреня
Если вечернее богослужение было посвящено событиям Старого Завета (создание мира, грехопадение первых людей, изгнание их из Рая, покаяние и молитва о спасении; также Божий обет о приходе на Землю Спасителя, надежда человечества на нее, и, наконец, благовещение о начале исполнения этого обета), то утреня – полностью отдана Завету Новому: явлению Господа нашего Иисуса Христа в мир, и Его славному Воскресению.
Начало утрени напоминает нам рождество Иисуса, когда в окраинах Вифлеема пастухам, бдевшим ночной порой в поле отару свою, явился ангел Божий, и слава Господня осияла их. В Евангелии от Луки читаем: “І вот вдруг явилась с ангелом сила большая Небесного войска, которые Бога хвалили и говорили:
«Слава Богу на высотах, и на земле мир, в людях добрая воля!»
...” (Луки, 2 глава, 13-14 стихи). Этим ангельским славословием и начинается утреннее богослужение.
Затем
в храме гасится свет
, что помогает верным сосредоточиться на молитве, а также припоминает тот мрак бездуховности, преисполненный бед и напастей, что объял церковь во времена первого прихода Христового, и начинается чтение так называемого
шестопсалмия
– шести псалмов Старого Завета Библии: 3; 37(38); 62(63); 87(88); 102(103) и 142(143). В них мы очень внимательно, со страхом Божьим невидимо разговариваем с Христом Богом, искренне молясь за прощение грехов наших, наполняясь смиренным духом ПОКАЯНИЯ И САМООТРЕЧЕНИЯ. В это же время священник в алтаре перед святым престолом читает утренние молитвы. После третьего псалма он выходит на солею пред Райские врата, где и заканчивает чтение молитв.
Далее возглашается
великая ектенья
, и звучит
песнопение: “Бог – Господь, и явился нам; благословен, кто идет во Имя Господне!..”
(оно припоминает выход Христа на проповедь, Евангельское благовестие, и, прежде всего, явленный нам Самим Иисусом ПУТЬ СПАСЕНИЯ – дорогу СМИРЕНИЯ И ЛЮБОВИ, путь НЕИЗЛУЧЕНИЯ ЗЛА И ИЗЛУЧЕНИЯ ДОБРА...).
Потом читаются
кафизмы
– отрывки из псалмов, во время слушания которых верные могут сидеть (Слово “кафизма” и означает
сидение
; вообще же кафизма – это небольшой раздел Псалтыря, который состоит из нескольких псалмов. Весь же Псалтырь, в котором насчитывается 150 псалмов, делится на 20 кафизм). Чтение кафизм воспоминает страдания и смерть Господа Иисуса, также и то, что Царство Божье усилиями берется, и нам так же надлежит пострадать ради спасения, ибо “чрез большие притеснения надо нам входить в Божье Царство” (Деяния, 14 глава, 22 стих).
По прочтении каждой кафизмы дьякон призывает встать к молитве, возглашая
малую ектенью: “Еще и еще в мире Господу помолимся...”
Дале начинается особенно торжественная часть утрени, имеющая название
полиелей
(по-гречески –
много милости;
также –
много света
), и представляющая собой
прославление милости Божьей
– благодати Духа Святого, которую посылает Отец Небесный нам через Единородного Своего Сына, Господа нашего Иисуса Христа, – пением
избранных стихов из 134(135) и 135(136) псалмов:
“Хвалите Имя Господне, хвалите, рабы Господа. Аллилуйя! Аллилуйя! Аллилуйя!
Благословенный Господь от Сиона, живущий в Иерусалиме. Аллилуйя! Аллилуйя! Аллилуйя!
Исповедуйтесь Господу
(исповедуйтесь – здесь: открывайтесь пред Ним в чувствах своих, молитесь духом, отверзайте двери сердец ваших),
ибо Он благ, и во век милость Его. Аллилуйя! Аллилуйя! Аллилуйя!
Исповедуйтесь Богу Небесному, ибо в век милость Его. Аллилуйя! Аллилуйя! Аллилуйя!..”
Во время пения
отверзаются Царские врата,
духовенство выходит
на середину храма,
зажигаются
все светильники, свечи и паникадила,
и осуществляется
торжественное каждение
. Потом возносятся особые
воскресные тропари,
или же, если праздник, то
величания
святому или празднику. Далее
малая ектенья, прокимен,
и читается
Евангелие
– апофеоз всенощного бдения, эмблема ХРИСТОВОГО ВОСКРЕСЕНИЯ: свободы духа человеческого, отваливания камня грехов от гроба сердец наших, освобождение человека веры от рабства лукавого.
После Евангелии поется торжественная песнь в честь воскресшего Господа:
“Воскресение Христово видев, поклонитесь святому Господу Иисусу...”
, вслед которой дьякон читает молитву:
“Спаси, Боже, людей Твоих...”
Затем, благословляя на подвиг духовного распятия, смерти и воскресения, и в память о братских трапезах первых христиан, на которых происходило помазание святым елеем (символом благодати Всесвятого Духа Божьего) для укрепления верных – епископ или священник специальной кисточкой
помазывает молящихся благовонным деревянным маслом
, начерчивая на их лбах знак креста (Крест – смирение; елей – благодать. Благодать – через смирение!). Перед тем как подойти к помазанию, миряне прикладываются к святому Евангелию и иконе праздника или святого, лежащим на тетраподе.
Часто люди, не понимая сути обряда
помазания елеем
на всенощном бдении, по ошибке называют его
мированием (миропомазанием)
, или же
соборованием (елеосвящением, маслосвятием)
. Однако миропомазание и соборование составляют совсем иные церковные священнодействия, и есть отдельными таинствами Церкви. Миропомазание бывает обычно непосредственно после Таинства Крещения, составляя с ним один богослужебный чин; Соборование же – это также отдельное Таинство, и совершается оно собором священников над больными для исцеления их от немощей душевных и телесных.
Пока длится помазание елеем – хор поет
канон утрени,
который вновь возвращает нас к началам, вспоминая историю народа Божьего; идя от ветхозаветных времен указывает истоки нашего спасения. Это делается для того, чтобы мы имели возможность полнее постигнуть и сызнова осмыслить славный, и вместе с тем суровый путь, которым шествует Церковь, – путь веры; а также увидеть и себя, свою поступь – чрез непреходящую библейскую призму духовных первообразов...
Слово “канон” означает
правило.
Канон утрени и представляет собой собрание церковных песен, составленных по определенному правилу (то есть в определенном порядке). Насчитывает он
девять песен
, каждая из которых создана по образцу какого-либо библейского гимна. Соответственно празднику и времени церковного года текст и мелодия их изменяются; неизменными остаются лишь сами темы Священного Письма:
Первая песня
– благодарственная песня Моисея после перехода через Чермное (Красное) море, и избавление от всадников фараона (см. Исход, 15 глава).
Вторая
– изобличительная песня Мойсеева на повреждение Израиля (Исход, 32 глава). Эта песня поется лишь в период великого поста, а так – опускается.
Третья
– благодарственная песня-молитва Анны, матери пророка Самуила (1 Царств (1 Самуилова), 2 глава).
Четвертая
– псалом пророка Аввакума, со страхом прозревшего приход Бога-Спасителя на Землю (Аввакума, 3 глава).
Пятая
– пророчество Исаии о рождении Эммануила – Господа нашего Иисуса Христа, и о благодатном просвещении верующих (Эммануил означает – “с нами Бог”, см. Исаии, 7 глава).
Шестая
– так называемая “молитва из бездны” – Ионина молитва во чреве рыбы (Ионы, 2 глава).
Седьмая и восьмая
– гимн трех отроков в печи Вавилонской, мужественно исповедавших свою веру пред язычниками (Даниила, 3 глава).
Девятая песня
подымается из пророческой песни священника Захарии, отца Ивана Крестителя, о сыне своем, Предтече Иисуса Христа (см. Луки, 1 глава), а посвящается она – Пресвятой Богородице. И это не случайно: Иван Креститель в Библии – символ ПОКАЯНИЯ; Богородица – САМООТРЕЧЕНИЯ; Христос – СМИРЕНИЯ.
ПОКАЯНИЕ, САМООТРЕЧЕНИЕ И СМИРЕНИЕ – ЭТО И ЕСТЬ ПУТЬ НАШЕГО СПАСЕНИЯ.
После 3-й, 6-й и 9-й песен канона возглашаются
малые ектеньи.
Поскольку 9 песня посвящена Деве Марии, то перед нею поется
песня Богородицы
(Хвала Девы Марии для Господа во время встречи Ее с родственницей Своей, Єлисаветою). Дьякон с кадилом выходит из алтаря на солею, кадит иконостас, останавливается перед наместной иконой Богородицы (слева от Царских врат), и возглашает:
“Богородицу и Матерь Света в песнях возвеличим!..”
Дале происходит каждение всего храма и людей, во время которого хор и поет песню Богородицы, состоящую из ветхозаветных псалмов, и прославляет Бога, Который “могущественных низводит с престолов и возносит безропотных” (Луки, 1 глава, 46-55 стихи). После каждого стиха песни Богородицы прибавляется припев-рефрен
“Честнейшую херувим, и несравненно славнейшую серафим, без истления
(без семени, непорочно)
Бога-Слово родившую, – сущую
(действительную, правдивую)
Богородицу, Тебя величаем”:
“Величает душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой в Боге, Спасе Моем.
(Припев:
Честнейшую...
).
Ибо призрел
(обратил внимание)
[Бог] на смирение рабы Своей, посему отныне будут ублажать Меня
(блаженной, счастливой будут считать)
все роды.
Честнейшую...
Так как совершил Мне величие
(великое совершил Мне)
Всемогущий, и святое Имя Его, и милость Его в роды родов на тех, которые боятся Его
(страх Господний – начало мудрости; любовь Божья – вершина её).
Честнейшую...
Сотворил державу мышцею Своею
(явил могущество руки Своей, дел Своих),
рассеял гордых мыслию сердца их
(развеял, как ветер полову, тех, у кого помыслы сердец – горделивые).
Честнейшую...
Низложил сильных
(крутых норовом)
с престолов и вознес смиренных; голодных наполнил благами, а богатых отпустил ни с чем.
Честнейшую...
Приял Израиля – отрока Своего
(заключил в объятия верных слуг Своих: здесь – духовного Израиля, народ Божий),
вспомнив милости, как говорил отцам нашим: Аврааму и потомкам его навеки
(помня обеты Свои народу веры – духовным потомкам Авраама, Исаака и Якова по благодати Христовой).
Честнейшую...”
После песни Богородицы хор продолжает канон утрени пеньем 9-ї песни.
По окончании канона текут, прославляя Господа,
хвалитные псалмы (“Все, что дышит, пусть хвалит Господа...”)
и звучит
великое славословие
– песня первых христиан, жемчужина всего чина утрени
(“Слава в вышних Богу, и на земле мир, в людях благоволение. Хвалим Тебя, благословляем Тебя, поклоняемся Тебе, прославляем Тебя, благодарим Тебя ради великой славы Твоей...”).
Славословие начинается при открытых Царских дверях возгласом священника:
“Слава Тебе, показавшему нам Свет!..”
(свет ПРАВДЫ; свет ВЕРЫ; свет БЛАГОДАТИ), а завершается – пением
трисвятой песни-молитвы: “Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, – помилуй нас...”
Заканчивается всенощное бдение
двумя ектеньями
(сугубой и просительной)
и отпустом
священника:
“Христос, воскресший из мертвых, Истинный Бог наш, молитвами Пречистой Своей Матери, святых славных всехвальных апостолов и всех святых, помилует и спасет нас, яко благ
(добрый)
и Человеколюбец” – “Аминь”.
† † †
ВЫШЛИ В СВЕТ ТАКИЕ КНИГИ ПРОТОИЕРЕЯ ОЛЕГА ВЕДМЕДЕНКО:
* Пособие по духовному деланию “ДА БУДЕТ ВОЛЯ ТВОЯ...”
(Внутренняя Сила или духовные основы успешности и здоровья; почему мы болеем или как стать здоровым; памятка для тех, кто ищет спасения; практические советы в продолжение дня; правила борьбы невидимой; если на вас наслано порчу; прерывание родового проклятия; самоотчитка... Эти и другие материалы вы найдете в небольшой по размеру, но содержательной и исполненной реальным опытом книжке, 104 стр.).
*
Две книги из серии “Ответы священнослужителя”: “ЕЩЕ НОЧЬ...” и “ВКУС БЛАГОДАТИ”
(Ответы на вопросы, коими укоряют православных представители различных протестантских конфессий: почему поклоняемся Богу перед иконами; почему празднуем не иудейскую субботу, а новозаветное воскресенье; почему крестим грудных детей; почему часто крещение осуществляется не через полное погружение, а путем обливания; как правильно обращаться к Богу /неужто только Иегова?/; нужно ли молиться за умерших; почему почитаем мощи, молимся святым; почему чтим Богородицу, и были ли у нее еще дети, кроме Иисуса... Также о числе зверя /666/; когда и как придет Антихрист; как правильно поздороваться в церкви; можно ли есть мясо с кровью; головной убор в храме /мужчины и женщины/; свойства святой воды; происхождение человека и т. п.).
Книги на украинском языке.
* НАПИШИТЕ НАМ
, и мы проинформируем Вас
как получить по почте
книги, конспекты лекций, а также аудио- и видеозаписи лекций и проповедей протоиерея Олега.
В письмо вложите пустой конверт с обратным адресом.
* НАШ АДРЕС:
Протоиерею Олегу Ведмеденко, Библейская школа духовного совершенствования, а/я 18, Луцк-21, Украина, 43021. (Подробная информация помещена также на сайте
www.vedmedenko.org
«КНИГИ И АУДИОЗАПИСИ»).
ВСЕ СТАТЬИ
Наши группы в социальных сетях:
Facebook: Олег Ведмеденко
Вконтакте: Олег Ведмеденко
Наши блоги в социальных сетях. Добавляйтесь:
Twitter
Facebook
YouTube
RuTube
LiveJournal
Blogspot
Google+
YouTube
Telegram
Наши группы в социальных сетях: